Постановление Верховного Суда РФ от 20 ноября 2015 г. N 89-АД15-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу Туровинина О.М. на вступившие в законную силу постановление ... N ... начальника ИФНС России по г. Тюмени N 4 от 1 июля 2014 г., решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 30 сентября 2014 г., решение судьи Тюменского областного суда от 10 ноября 2014 г. и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 5 марта 2015 г., вынесенные в отношении ... ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" Туровинина О.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением ... N ... начальника ИФНС России по г. Тюмени N 4 (далее также - Инспекция) от 1 июля 2014 г. ... ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" (далее - ОАО "ТРИЦ") Туровинин О.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 30 сентября 2014 г., оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 10 ноября 2014 г. и постановлением заместителя председателя Тюменского областного суда от 5 марта 2015 г., указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Туровинин О.М. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует, в том числе неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов с плательщиками наличными денежными средствами.
Субъектами ответственности за совершение административного правонарушения являются платежные агенты, банковские платежные агенты, банковские платежные субагенты и поставщики услуг.
Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 1 данного Федерального закона).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1 статьи 3 названного Федерального закона).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ поставщик - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с названным выше Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.
Платежным агентом в силу указанной нормы признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Согласно материалам дела между ОАО "ТРИЦ" и ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания" заключен договор N ... от 25 ноября 2013 г. на оказание услуг по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания" уполномочивает, а ОАО "ТРИЦ" принимает на себя обязательства по организации системы платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, начислению платы, выставлению счетов, их изготовлению и доставке, учету расчетов собственников жилья, проживающих в обслуживаемом и управляемом ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания" жилищном фонде, за оказанные им услуги по содержанию и обслуживанию жилья, а также по перечислению ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания" денежных средств, поступивших в оплату услуг на расчетный счет ОАО "ТРИЦ".
Из пункта 2.1 договора N ... от 25 ноября 2013 г. следует, что ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания" и ОАО "ТРИЦ" для целей договора договорились использовать расчетный счет N ... в Западно-Сибирском банке ОАО "Сбербанк России", не являющийся специальным банковским счетом.
Согласно пункту 2.2 договора плата потребителей за жилищно-коммунальные услуги, поступившая на указанный расчетный счет, не является собственностью ОАО "ТРИЦ", а является платой потребителей за оказанные им жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3.1.3 договора ОАО "ТРИЦ" перечисляет поступившие на расчетный счет денежные средства (за вычетом его вознаграждения), оплаченные населением за жилищные услуги, на расчетный счет ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания" или на указанные им счета.
Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ установлено, что оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В соответствии со статьей 2 названного Федерального закона платежным субагентом является платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В силу пункта 1.3 договора N ... от 25 ноября 2013 г. под организацией системы платежей населения за жилищно-коммунальные услуги понимается организация системы приема от потребителей платежей через банки, иные кредитные организации, отделения почты и т.п. на расчетный счет ОАО "ТРИЦ" для последующего перечисления принятых платежей на расчетный счет ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания".
Пунктом 3.1.1 данного договора установлено, что ОАО "ТРИЦ" от своего имени и за свой счет заключает договоры с банками, иными кредитными организациями, Почтампом и т.п. о переводе денежных средств физических лиц на расчетный счет ОАО "ТРИЦ".
5 мая 2010 г. между ОАО "ТРИЦ" (Организация) и ЗАО "Простые решения" (Оператор) заключен договор N ... о приеме платежей.
Пунктом 1.1 указанного договора установлено, что Оператор обязуется организовать прием платежей от клиентов - потребителей в оплату жилищно-коммунальных и иных услуг и перечислять суммы принятых платежей в адрес Организации.
Оператор обязуется перечислять платежным поручением на счет Организации суммы принятых платежей не позднее следующего рабочего дня со дня приема платежей, по письменному требованию Организации предоставлять информацию о принятых в рамках договора в пользу Организации платежах (пункты 3.5, 3.6 договора от 5 мая 2010 г. N ...).
15 сентября 2010 г. между ОАО "ТРИЦ" (Заказчик) и ФГУП "Почта России" (Исполнитель) заключен договор N ... на оказание услуг по приему платежей.
В соответствии с пунктом 2.1 данного договора Исполнитель по заданию Заказчика принимает на себя обязательство по приему платежей, а именно жилищно-коммунальных и иных услуг от Абонентов через отделения почтовой связи Исполнителя и перечислению полученных денежных средств Заказчику.
Исходя из приведенных выше положений Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ и анализа названных договоров, в рамках указанных правоотношений ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания" является поставщиком жилищных услуг, ЗАО "Простые решения" и ФГУП "Почта России" - платежными субагентами, а ОАО "ТРИЦ" - оператором по приему платежей - платежным агентом, осуществляющим деятельность по приему в пользу поставщика платежей от физических лиц через ЗАО "Простые решения", ФГУП "Почта России" и последующие расчеты с поставщиком.
Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ).
По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета (часть 16 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ).
Таким образом, при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц ОАО "ТРИЦ" обязано использовать специальный банковский счет.
В силу части 4 статьи 8 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет не допускается.
Из материалов дела усматривается, что на основании поручения от 24 июня 2014 г. N 14-638 ИФНС России по г. Тюмени N 4 в отношении ОАО "ТРИЦ" проведена проверка полноты зачисления денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей, на специальный банковский счет за период с 1 мая 2014 г. по 24 июня 2014 г.
В ходе проверки Инспекцией выявлено, что в период с 1 мая 2014 г. по 24 июня 2014 г. на расчетный счет ОАО "ТРИЦ" N ... в Западно-Сибирском банке ОАО "Сбербанк России", не являющийся специальным банковским счетом, от ЗАО "Простые решения" и ФГУП "Почта России" поступили денежные средства, полученные в порядке оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, которые впоследствии с указанного счета перечислены на расчетный счет поставщика услуг ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания" по договору N ... от 25 ноября 2013 г. на оказание услуг по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом, при проведении проверки установлено, что ОАО "ТРИЦ", как платежный агент, в рамках правоотношений, регулируемых законодательством в сфере деятельности платежных агентов, не выполняет требования, установленные частью 14 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ, не использует специальные банковские счета для приема платежей.
По итогам проверки 26 июня 2014 г. ИФНС России по г. Тюмени N 4 составлен акт N ...
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
26 июня 2014 г. в отношении ... ОАО "ТРИЦ" Туровинина О.М. составлен протокол N ... об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 90-92), актом N ... от 26 июня 2014 г. проверки полноты зачисления денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей, на специальный банковский счет (л.д. 98-101), поручением N ... от 24 июня 2014 г. (л.д. 102), оборотными ведомостями (л.д. 103-104), выписками по счету N ... в Западно-Сибирском банке ОАО "Сбербанк России" за 17, 19, 20 июня 2014 г. (л.д. 105-107, 111, 114-115), договором N ... на оказание услуг по приему платежей от 15 сентября 2010 г. (л.д. 118-133), договором от 5 мая 2010 г. о приеме платежей (л.д. 134-140), договором от 25 ноября 2013 г. N ... на оказание услуг по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги (л.д. 157-170) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с приведенными выше положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ... ОАО "ТРИЦ" Туровинин О.М., не исполнивший надлежащим образом свои служебные обязанности, подлежит административной ответственности.
Действия ... ОАО "ТРИЦ" Туровинина О.М. квалифицированы по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства в сфере деятельности платежных агентов.
Довод жалобы о том, что Туровинин О.М. не является платежным агентом и соответственно субъектом вмененного ему административного правонарушения, нельзя признать состоятельным.
В обоснование данного довода заявитель указывает, что не относится к числу лиц, на которых в силу закона возложена обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет. Деятельность ОАО "ТРИЦ" в силу соответствующего договора с ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания" связана с организацией системы платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, в рамках данного договора ОАО "ТРИЦ" формирует и выставляет потребителям платежные документы, при этом платежи от населения не принимает и такой обязанностью не наделен.
Вместе с тем согласно пунктам 1.1, 3.1.3 договора N ... от 25 ноября 2013 г. ОАО "ТРИЦ" осуществляет сбор платежей и учет расчетов собственников жилья, проживающих в жилищном фонде, обслуживаемом и управляемом ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания", являющимся поставщиком, за оказанные им услуги по содержанию и обслуживанию жилья, а также перечисляет денежные средства, поступившие в счет оплаты услуг, на расчетный счет поставщика.
В рамках договоров, заключенных с ЗАО "Простые решения" и ФГУП "Почта России", которые являются платежными субагентами, денежные средства, поступающие от физических лиц в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, перечислятся в адрес ОАО "ТРИЦ", а впоследствии по указанному выше договору N ... от 25 ноября 2013 г. - поставщику.
Таким образом, ОАО "ТРИЦ" осуществляет операции с денежными средствами потребителей услуг, оказываемых поставщиком, в том числе, путем их получения от платежных субагентов и последующего перечисления поставщику.
В соответствии с приведенными выше положениями Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ ОАО "ТРИЦ" в данных правоотношениях выступает оператором по приему платежей, осуществляющим сбор платежей за услуги, оказанные поставщиком ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания", и перечисляющим такие платежи поставщику.
При этом привлечение оператором по приему платежей ОАО "ТРИЦ" платежных субагентов ЗАО "Простые решения" и ФГУП "Почта России" на основании соответствующих договоров (от 5 мая 2010 г. N ... и от 15 сентября 2010 г. N ...) не опровергает наличие между ОАО "ТРИЦ" и ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания" регулируемых Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ правоотношений, в которых они выступают в качестве платежного агента и поставщика услуг соответственно.
То обстоятельство, что на основании названных договоров обязательство по непосредственному приему платежей от населения принято на себя другими лицами, не освобождает иных участников соответствующих правоотношений от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей по осуществлению соответствующих расчетов с использованием специальных банковских счетов.
Оказание ОАО "ТРИЦ" в рамках договора N ... от 25 ноября 2013 г. иных услуг (в том числе начисление платы, выставление счетов, их изготовление и доставка, учет расчетов собственников жилья) не отменяет тот факт, что в отношении денежных средств, поступивших от платежных субагентов, ОАО "ТРИЦ" выполняет функцию платежного агента и зачисляет их на банковские счета поставщика коммунальных услуг.
Таким образом, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что ... ОАО "ТРИЦ" Туровининым О.М. допущено нарушение требований Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ, выразившееся в неисполнении обязанности по использованию специального банковского счета при осуществлении расчетов.
Ссылка заявителя на то, что все расчеты между указанными выше организациями проводятся посредством безналичных платежей, а потому положения Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ на них не распространяются, является необоснованной.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ положения названного Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке.
Вместе с тем прием платежей физических лиц (плательщиков) за жилищно-коммунальные услуги для их последующего перечисления оператору по приему платежей осуществляется посредством наличных денежных средств. Расчеты между ОАО "ТРИЦ", платежными субагентами, поставщиками не отвечают признакам расчетов, проводимых в безналичном порядке в смысле, придаваемым таким расчетам пунктом 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ.
То обстоятельство, что непосредственный прием платежей за жилищно-коммунальные услуги осуществляется иными организациями (платежными субагентами ЗАО "Простые решения" и ФГУП "Почта России"), привлеченными ОАО "ТРИЦ" на основании соответствующих договоров, и впоследствии перечисляются на счет ОАО "ТРИЦ", не свидетельствует о безналичном порядке проведения расчетов.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2014 г. по делу Арбитражного суда Тюменской области N ..., которым признано незаконным и отменено постановление ... N ... ИФНС по г. Тюмени N 4 от 1 июля 2014 г. о привлечении ОАО "ТРИЦ" к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, преюдициального значения при рассмотрении настоящей жалобы не имеет, наличие данного постановления не является безусловным основанием для отмены актов, состоявшихся по настоящему делу в отношении ... ОАО "ТРИЦ" Туровинина О.М.
Срок давности и порядок привлечения ... ОАО "ТРИЦ" Туровинина О.М. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ... ОАО "ТРИЦ" Туровинину О.М. в пределах санкции части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление ... N ... начальника ИФНС России по г. Тюмени N 4 от 1 июля 2014 г., решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 30 сентября 2014 г., решение судьи Тюменского областного суда от 10 ноября 2014 г. и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 5 марта 2015 г., вынесенные в отношении ... ОАО "ТРИЦ" Туровинина О.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Туровинина О.М. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 20 ноября 2015 г. N 89-АД15-1
Текст постановления официально опубликован не был