Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2015 г. N 87-АПГ15-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" о признании недействующим пункта 7 Порядка консолидации средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, утвержденного постановлением Администрации Костромской области от 22 июля 2013 г. N 283-а, по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Костромского областного суда от 30 июля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" Вохминой М.В., представителя Администрации Костромской области Поройковой С.В., представителя некоммерческой организации "Костромской фонд энергосбережения" Тарасовой А.В., представителя Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области Красильщика М.Э., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК-2") обратилось в Костромской областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 7 Порядка консолидации средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, утвержденного постановлением Администрации Костромской области от 22 июля 2013 г. N 283-а (далее - Порядок) Решением Костромского областного суда от 30 июля 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "ТГК-2" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя, оспариваемый пункт Порядка противоречит требованиям законодательства о теплоснабжении. В результате применения оспариваемой нормы нарушаются права ОАО "ТГК-2", которое несет убытки от своей деятельности.
Относительно апелляционной жалобы прокуратура Костромской области, Департамент государственного регулирования цен (тарифов) Костромской области, Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, некоммерческая организации "Костромской фонд энергосбережения", Администрация Костромской области представили возражения.
В судебное заседание представители Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, Управления Министерства юстиции России по Костромской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно подпункту 65 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности.
Порядок регулирования отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности установлен Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Пунктом 3 статьи 7 Закона об энергосбережении к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится определение требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из части 2 статьи 14 Закона об энергосбережении следует, что региональные, муниципальные программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требования к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 (далее - постановление от 31 декабря 2009 г. N 1225) утверждены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в соответствии с пунктом 1 которого программы должны содержать перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), согласно приложению N 2 названного постановления.
На территории Костромской области нормативным документом, регулирующим правовые основы энергосбережения, является Закон Костромской области от 21 октября 2010 г. N 662-4-ЗКО "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Костромской области" (далее - Закон N 662-4-ЗКО).
Исходя из подпунктов 1, 4 пункта 3 статьи 3 названного Закона к полномочиям органов исполнительной власти Костромской области в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утверждение цен (тарифов) на товары, услуги организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, с учетом расходов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности таких организаций.
Постановлением администрации Костромской области от 7 декабря 2007 г. N 275а "О формировании источника по энергоснабжению" предусмотрено, что при установлении тарифов на тепловую и электрическую энергию, природный и сжиженный газ, на иные регулируемые виды деятельности в соответствии с действующим законодательством учитывать экономически обоснованные затраты потребителей на энергосбережение в объеме 0,8% от тарифов, установленных для конечных потребителей.
В целях реализации положений Закона об энергоснабжении, постановления от 31 декабря 2009 г. N 1225, Закона N 662-4-ЗКО постановлением Администрации Костромской области от 30 декабря 2010 г. N 464-а утверждена областная целевая программа "Энергоснабжение и повышение энергетической эффективности Костромской области на 2011-2015 годы и целевых установок до 2020 года", в соответствии с которой предусмотрена реализация мероприятий по энергоснабжению с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Для реализации положений государственных программ, постановлением Администрации Костромской области от 22 июля 2013 г. N 283-а (далее - постановление от 22 июля 2013 г. N 283-а) утвержден порядок консолидации средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (далее - Порядок). Пунктом 7 Порядка расчет сумм отчислений на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, подлежащих перечислению, осуществляется ресурсоснабжающими организациями самостоятельно, исходя из стоимости фактически отпущенного потребителям объема ресурсов.
В соответствии с пунктом 2 постановление от 22 июля 2013 г. N 283-а вступило в силу со дня официального опубликования 26 июля 2013 г. в "СП - нормативные документы" и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что постановление от 22 июля 2013 г. N 283-а принято уполномоченным органом государственной власти в соответствии с требованиями действующего законодательства, официально опубликовано, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, и направлено на консолидацию средств на финансирование мероприятий по энергоснабжению.
Довод заявителя о противоречии пункта 7 Порядка положениям Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основам ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, Приказу ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" является необоснованным, поскольку указанные нормативные правовые акты не регулируют правоотношения по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности.
Доводы заявителя относительно того, что действие пункта 7 Порядка в редакции, действующей в настоящее время, нарушает его права, так как влечет возникновение убытков также являются необоснованными.
При рассмотрении спора судом установлено, что ОАО "ТГК-2" являясь ресурсоснабжающей организацией, 30 апреля 2014 г. обратилось в Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - Департамент) с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство электрической энергии в режиме комбинированной выработки котельной N 2 ОАО "ТГК-2" на территории Костромской области на 2015 год. К заявлению представлены расчетные материалы, в том числе в части отчислений 12 192,00 тыс. руб. по региональной программе энергоэффективности, что составляет 0,8% от плановой выручки.
При анализе представленных обществом материалов Департаментом при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определена как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов в соответствии с пунктами 32 и 33 Основ ценообразования. Расходы на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (отчисления в некоммерческую организацию "Костромской фонд энергосбережения) дополнительно учтены в необходимой валовой выручке общества в статье "Прочие расходы".
Довод заявителя жалобы о том, что оспариваемое положение Порядка влечет возникновение для него убытков, не может быть принят, поскольку расходы на отчисления в региональную программу энергосбережения включены в тариф исходя из планируемого объема отпуска ресурсов, и в случае возникновения не учтенных расходов, эти расходы подлежат включению в последующий период регулирования.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Костромского областного суда от 30 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2015 г. N 87-АПГ15-9
Текст определения официально опубликован не был