Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2015 г. N 65-АПГ15-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Меркулова В.П.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" о признании недействующим пункта 1 приложения N 3 к приказу Комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области от 26 декабря 2014 г. N 42/3-П "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), реализуемую ОАО "Оборонэнергосбыт" покупателям, кроме населения и потребителей, приравненных к категории население, на территории Еврейской автономной области на 2015 год" в части установления одноставочных тарифов, дифференцированных по подгруппам потребителей с учетом максимальной мощности энергопринимающих устройств: менее 150 кВт, от 150 кВт до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт, по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" на решение Суда Еврейской автономной области от 21 мая 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" Беликова П.А., Огневской Д.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., пояснения специалиста Федеральной антимонопольной службы Зайцевой А.О., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт") обратилось в Суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействующим пункта 1 приложения N 3 к приказу Комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области (далее - Комитет тарифов и цен) от 26 декабря 2014 г. N 42/3-П "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), реализуемую ОАО "Оборонэнергосбыт" покупателям, кроме населения и потребителей, приравненных к категории население, на территории Еврейской автономной области на 2015 год" в части установления одноставочных тарифов, дифференцированных по подгруппам потребителей с учетом максимальной мощности энергопринимающих устройств: менее 150 кВт, от 150 кВт до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт.
Решением Суда Еврейской автономной области от 21 мая 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Оборонэнергосбыт" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2015 г. по делу в качестве специалиста привлечен сотрудник Федеральной антимонопольной службы, судебное разбирательство отложено на 14 октября 2015 г.
В судебное заседание не явился Комитет тарифов и цен, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) в электроэнергетике - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках.
Согласно статье 23 названного Закона государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Как следует из материалов дела, ОАО "Оборонэнергосбыт" осуществляет покупку и реализацию электрической энергии (мощности) на оптовом и розничных рынках, производство и поставку (продажу) электрической энергии, деятельность по получению (покупке) электрической энергии (мощности) с оптового рынка.
С 1 января 2015 г. на основании приказа Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Еврейской автономной области от 22 декабря 2014 г. N 100 "Об изменении границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии на территории Еврейской автономной области" заявитель утратил статус гарантирующего поставщика.
Гарантирующим поставщиком на территории области, у которого ОАО "Оборонэнергосбыт" покупает электрическую энергию на розничном рынке, является открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК").
Приказом Комитета тарифов и цен от 26 декабря 2014 г. N 42/3-П установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), реализуемую ОАО "Оборонэнергосбыт" покупателям, кроме населения и потребителей, приравненных к категории население, на территории Еврейской автономной области на 2015 год.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сделал вывод о правомерном расчете установленных тарифов и их экономической обоснованности.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 73 Основ ценообразования цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с пунктом 81.1 данного документа и представляют собой сумму следующих составляющих, определяемых в том числе для договоров купли-продажи в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой:
средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, на оптовом и розничном рынках по регулируемым ценам (тарифам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают следующие расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке:
сумма цен (тарифов) на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, за исключением услуг по передаче электрической энергии;
сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.
При определении средневзвешенной стоимости электрической энергии (мощности) учитываются в том числе регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования.
При расчете ставки тарифа на установленную генерирующую мощность для электростанций, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в необходимую валовую выручку включаются расходы на содержание максимально доступной генерирующей мощности соответствующей электростанции, учтенной в прогнозном балансе.
По решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах тарифы на электрическую энергию (мощность) могут устанавливаться для каждой электростанции, принадлежащей соответствующему участнику розничного рынка, а также отдельно на объемы, вырабатываемые в режиме комбинированной выработки, и объемы, вырабатываемые в режиме конденсационной выработки.
Согласно пункту 64 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, одноставочный тариф для конечных потребителей представляет собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности);
стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности); сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.
В 2014 году и ранее устанавливаемые тарифы для заявителя были равны тарифам ОАО "ДЭК", так как сбытовая надбавка устанавливалась на едином уровне по региону с учетом наличия у электросетевых организаций статуса гарантирующего поставщика, и дополнительные денежные средства общество получало за счет тарифа покупки.
Общество с 1 января 2015 г. утратило статус гарантирующего поставщика, но продолжало приобретать электрическую энергию у ОАО "ДЭК", неся собственные расходы на реализацию (сбыт) электрической энергии на территории области.
В соответствии с пунктом 11.1 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни (если установление таких предельных уровней предусмотрено законодательством Российской Федерации) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Тарифы для ОАО "Оборонэнергосбыт" на 2014 и 2015 годы установлены приказами органа регулирования от 24 декабря 2013 г. N 51/11-п и 26 декабря 2014 г. N 42/3-п соответственно.
Как следует из материалов дела, размеры одноставочных тарифов первого полугодия 2015 г. равны одноставочным тарифам, установленным на второе полугодие 2014 года.
При расчете тарифов на 2015 год, с учетом того, что на территории области действует единый гарантирующий поставщик, средняя сбытовая надбавка по региону перестала рассчитываться. Единственная сбытовая надбавка, утвержденная органом регулирования, - это надбавка ОАО "ДЭК", при определении которой учитывались только тарифы гарантирующего поставщика.
Как следует из приложения N 3 к оспариваемому приказу органа регулирования, составляющими тарифа на 2015 год для ОАО "Оборонэнергосбыт" явились: средневзвешенная и удельная стоимость электрической энергии, услуги по передаче единицы электрической энергии, инфраструктурные платежи и сбытовая надбавка гарантирующего поставщика. При этом, например, по напряжению менее 150 кВт в первом полугодии 2015 года тариф составил 0,31561 руб./кВт.ч, а во втором полугодии - 0,37363 руб./кВт.ч.
Поскольку общество является энергосбытовой компанией, не имеющей статуса гарантирующего поставщика, но несет собственные расходы на реализацию (сбыт) электрической энергии на территории области, то эти расходы были правильно включены Комитетом тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области в размер средневзвешенной стоимости электрической энергии.
На второе полугодие 2015 года тарифным органом рассчитывались энергосбытовые расходы заявителя на единицу полезного отпуска, которые включены в тариф на электрическую энергию в средневзвешенную стоимость как сумма удельной стоимости электрической энергии покупки с оптового рынка и энергосбытовых расходов на единицу полезного отпуска.
Довод заявителя жалобы о том, что имеет место двойной учет расходов на реализацию (сбыт) обществом электрической энергии, необоснован.
Согласно имеющимся в материалах дела расчетам, письменным пояснениям административного ответчика, выписки из протокола правления Комитета тарифов и цен от 23 декабря 2014 г. N 39 - в сбытовой надбавке гарантирующего поставщика (ОАО "ДЭК") на второе полугодие 2015 года отсутствуют расходы ОАО "Оборонэнергосбыт".
Таким образом, оснований для вывода о том, что имеет место двойной учет расходов на реализацию (сбыт) заявителем электрической энергии конечным потребителям, не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Суда Еврейской автономной области от 21 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2015 г. N 65-АПГ15-4
Текст определения официально опубликован не был