Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина К.И. Магдеева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданину К.И. Магдееву было отказано в удовлетворении требований, связанных с оспариванием действий должностных лиц органов военного управления, выразившихся в отказе принять на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Как указали суды, К.И. Магдеев и члены его семьи обеспечены жильем по соответствующим нормам (им принадлежат несколько жилых помещений) и, соответственно, они не являются нуждающимися в предоставлении жилья согласно положениям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации К.И. Магдеев оспаривает конституционность примененных судами в деле с его участием положений пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающих, что дополнительные гарантии в жилищной сфере предоставляются военнослужащим в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и предусматривающих, что военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19, 32 (часть 4), 37 (часть 1), 35, 40 (часть 1), 45 (часть 1), 59, 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), поскольку, будучи отсылочными по своему содержанию, лишают жилищных гарантий военнослужащих и членов их семей, имеющих в собственности жилые помещения, приобретенные за счет личных средств, по безвозмездным сделкам или в порядке наследования.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3), тем самым предписывает федеральному законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище, являются как законодательство, определяющее правовой статус военнослужащих, так и нормы жилищного законодательства Российской Федерации (Определения от 14 мая 2013 года N 629-О, N 693-О, от 17 февраля 2015 года N 412-О и др.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Определения от 14 мая 2013 года N 629-О" имеется в виду "Определение от 14 мая 2013 года N 692-О"
Оспариваемые заявителем положения пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принятые в порядке реализации указанных конституционных гарантий, устанавливают перечень правовых актов, регламентирующих порядок и условия предоставления дополнительных жилищных прав для военнослужащих, и предусматривают, что признание их нуждающимися в жилых помещениях осуществляется на общих основаниях с другими гражданами - согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подобное правовое регулирование, направленное на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного жилья и соответствующее общеправовому принципу справедливости, само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права в указанном заявителем аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Магдеева Константина Ильмаровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 2678-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Магдеева Константина Ильмаровича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Текст Определения официально опубликован не был