Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам о реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 44 Закона N 44-ФЗ денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона N 44-ФЗ в течение не более чем одного рабочего дня с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта.
Согласно части 10 статьи 69 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
В свою очередь, согласно части 11 статьи 69 Закона N 44-ФЗ в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, победителем электронного аукциона признается его участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона N 44-ФЗ признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Таким образом, участник электронного аукциона, подавший единственную заявку на участие в электронном аукционе, с которым в соответствии с частью 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ может быть заключен контракт по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок (далее - контролирующий орган), не является победителем электронного аукциона.
По мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, исходя из системного толкования законодательства о контрактной системе, в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся на основании частей 1, 2 и 3 статьи 71 Закона N 44-ФЗ и контролирующий орган принял решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, то оператор электронной площадки прекращает блокирование денежных средств, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке, установленном частью 6 статьи 44 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, в целях совершенствования отдельных положений Закона N 44-ФЗ разработан проект федерального закона N 462900-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект).
Так, законопроектом в том числе предусмотрено внесение изменений в часть 6 статьи 44 Закона N 44-ФЗ, предусматривающих возвращения денежных средств участнику закупки при отказе контрольного органа в сфере закупок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Также Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России информирует, что, если электронный аукцион признан несостоявшимся на основании частей 1, 2 и 3 статьи 71 Закона N 44-ФЗ и контролирующий орган принял решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, заказчику необходимо осуществить отмену определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях завершения соответствующей процедуры определения поставщика.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2014 г. N Д28и-691 "О реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был