Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел письмо ГУП Пензенской области "Областная газоэнергетическая компания" относительно лица, ответственного за установление охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства и внесение сведений о таких зонах в государственный кадастр недвижимости в случае передачи указанных объектов в аренду как единого комплекса и в пределах компетенции сообщает.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Понятие такого объекта, как "электросетевой комплекс", в законодательстве Российской Федерации не закреплено.
Вместе с тем, в Законе об электроэнергетике используется термин "имущественные объекты", к которым относятся, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Следует отметить, что статьей 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации введено понятие "единый недвижимый комплекс", в соответствии с которым линии электропередач могут представлять собой совокупность линейных объектов как единый объект (единый недвижимый комплекс).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон N 78) к объектам землеустройства относятся, в том числе зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных зон. Таким образом, охранная зона объектов электросетевого хозяйства является объектом землеустройства.
Согласно пункту 1 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
В соответствии с пунктом 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 (далее - Постановление N 160), границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация). Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган. После согласования границ охранной зоны сетевая организация в течение 3 месяцев обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
При этом пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 736 "О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства" установлено, что сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу Постановления N 160, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или на ином законном основании. Такие сведения указанные организации обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, до 1 января 2015 года.
Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, вышеуказанными нормативными актами предусмотрена возможность установления границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства и подачи заявления о внесении сведений о данных зонах в государственный кадастр недвижимости как собственниками таких объектов, так и лицами, владеющими ими на ином законном основании, в том числе на праве аренды.
Поскольку конкретное лицо, ответственное за исполнение указанных обязанностей в случае передачи объекта электросетевого хозяйства в аренду, законодательно не определено. Департамент недвижимости считает, что данный вопрос может быть разрешен при заключении договора аренды или иного соглашения между собственником такого объекта и его арендатором.
Следует отметить, что действующим законодательством Российской Федерации не урегулирован порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об охранных зонах объектов электросетевого хозяйства, так как действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны, а статья 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" регламентирует внесение сведений о зонах с особыми условиями использования территории только в порядке информационного взаимодействия с органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении таких зон.
Кроме того, сообщаем, что во исполнение Плана мероприятий ("дорожная карта") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года N 2236-р, Минэкономразвития России поручено разработать и внести в Правительство Российской Федерации проекты нормативно-правовых актов, направленных на уточнение порядка внесения сведений о границах охранных и защитных зон в государственный кадастр недвижимости.
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 1 ноября 2013 г. N Д23и-5332 "Об установлении охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства"
Текст письма официально опубликован не был