Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение, поступившее на рассмотрение из ФАС России (письмо от 13 октября 2014 г. N АЦ/41278-П1/14), и сообщает.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Таким образом, Закон N 44-ФЗ и Закон N 223-ФЗ построены на принципах равноправия, отсутствия необоснованных ограничений, добросовестной конкуренции, информационной открытости и прозрачности закупки, что в свою очередь позволяет любому вышеназванному лицу быть участником закупки.
Кроме того, статьей 104 Закона N 44-ФЗ и статьей 5 Закона N 223-ФЗ предусмотрены нормы ведения реестра недобросовестных поставщиков, в которые включаются сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий договоров.
Таким образом, нормы Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ обязывают заказчиков в случае нарушений со стороны участников закупки передавать сведения о таких участниках в ФАС России с целью внесения их в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СОНО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Таким образом, Закон N 44-ФЗ обязывает всех без исключения государственных заказчиков производить закупки у СМП и СОНО, по итогам года представлять отчет об осуществленных закупках согласно квоте установленной у данных субъектов.
Вместе с тем аналогичные нормы содержатся в пункте 2 части 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, гласящие, что Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.
На основании вышеназванной статьи Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1352) утверждено положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема.
Кроме того, статья 30 Закона N 44-ФЗ и пункт 27 Постановления N 1352 обязывает заказчиков устанавливать срок оплаты по заключенным договорам с участниками закупок товаров, работ, услуг в течение 30 дней.
На основании вышеизложенного Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ соблюдается баланс прав заказчиков и участников закупки.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 января 2015 г. N Д28и-214 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был