Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции совместно с Департаментом недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.
Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом регулирует Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 178-ФЗ покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, определенных в статье 25 Федерального закона N 178-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона N 178-ФЗ предусмотрено, что особенности участия для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены отдельным законом.
Так, в рамках Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) субъекты МСП при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком.
Условия отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона N 209-ФЗ к субъектам МСП относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие ряду критериев.
Таким образом, некоммерческие организации, за исключением потребительских кооперативов, не входят в круг юридических лиц, которые могут считаться субъектами МСП. Указанное обстоятельство обусловлено необходимостью разграничения предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, в целях развития которой и принят Федеральный закон N 209-ФЗ, и деятельности некоммерческого характера по достижению целей, ради которых создаются некоммерческие организации. В противном случае границы между коммерческим и некоммерческим секторами были бы размыты, что в свою очередь снизило эффективность государственной поддержки предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, положения Федерального закона N 159-ФЗ не распространяются на некоммерческие организации, за исключением потребительских кооперативов. Порядок приватизации государственного или муниципального недвижимого имущества таких организаций реализуется в рамках Федерального закона N 178-ФЗ.
Одновременно следует отметить, что законодательство Российской Федерации содержит меры имущественной поддержки некоммерческих организаций. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям.
При этом, учитывая поступающие в Минэкономразвития России обращения от представителей некоммерческих организаций по вопросу оказания имущественной поддержки, считаем, что решение поставленных вопросов возможно за счет принятия отдельного нормативного правового акта, устанавливающего для некоммерческих организаций особый порядок выкупа арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности, аналогичный порядку, предусмотренному для субъектов МСП Федеральным законом N 159-ФЗ.
Директор Департамента развития |
Н.И. Ларионова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 1 апреля 2014 г. N Д05и-289 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был