Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях формирования единых подходов к вопросам понимания и реализации положений Плана мероприятий по реализации Концепции осуществления Министерством образования и науки Российской Федерации полномочий собственника в отношении имущества подведомственных организаций (в отношении объектов движимого и недвижимого имущества) на 2012 год, утверждённого приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2012 г. N 310, (далее соответственно - План и Концепция).
Задачей Концепции определено создание в сфере управления имущественными комплексами подведомственных организаций:
- единых принципов принятия управленческих решений;
- стандартов деятельности по управлению имуществом, включая регламенты работы;
- инструментов повышения эффективности использования федерального имущества.
Учитывая изложенное, первый этап реализации Концепции в 2012 году, мероприятия которого сформированы в Плане, должен обеспечить формирование регламентационной базы, для дальнейшей работы, а также чётко определить перечень объектов управления.
Мероприятие 1
Для определения перечня объектов управления в План включено мероприятие 1 - обеспечение проведения фактической инвентаризации движимого и недвижимого имущества федеральной собственности, принадлежащего подведомственным организациям (далее - подведомственные организации).
В соответствии с законодательством Российской Федерации проведение инвентаризации обязательно перед составлением годового бухгалтерского баланса, однако на практике, проводится лишь камеральная проверка - без фактического осмотра объектов. В результате у подведомственных организаций имеется множество объектов, в первую очередь недвижимого имущества, которые либо не учтены в составе основных средств, либо фактически уже утрачены, но продолжают числиться в составе активов (объекты могут быть снесены, уничтожены вследствие физического износа, имеются случаи и незаконного изъятия объектов третьими лицами без ведома организаций - титульных владельцев).
В целях реализации мероприятия необходимо:
1) издание приказа по организации о проведении фактической инвентаризации движимого и недвижимого имущества федеральной собственности, принадлежащего организации (форма прилагается);
2) в состав комиссии, помимо иных членов, необходимо включить представителя бухгалтерии и руководителя подразделения, отвечающего за управление и/или эксплуатации имущества; количество членов комиссии - не менее 5 человек;
3) комиссия должна осмотреть имеющиеся у организации объекты недвижимости и составить по итогам акт фактического осмотра (форма прилагается);
4) комиссия должна осмотреть имеющиеся у организации объекты движимого имущества и составить по итогам акт о соответствии данных бухгалтерского учёта данным фактического осмотра (форма прилагается);
5) по итогам работы комиссии должен быть составлен Реестр имущества организации, включающий два раздела:
- движимое имущество;
- недвижимое имущество (форма прилагается).
При этом в Реестре также должны быть отражены вопросы отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, закреплённого учредителем либо приобретённого за счёт средств, выделенных учредителем;
6) Реестр имущества организации необходимо утвердить приказом (форма прилагается) по организации и возложить ответственность за его сохранность и дальнейшее ведение на подразделение (ответственного), отвечающего за обеспечение управления имущественным комплексом организации;
7) представление документов, указанных в пунктах 1-6, в Департамент инвестиционного развития и федерального имущества Минобрнауки России не позднее 20 июля 2012 г. через ИАС "Мониторинг".
Таким образом, результатом работы станет чёткое определение перечня объектов управления и для титульного владельца - организации, и для представителя собственника имущества - Минобрнауки России.
Мероприятие 2
Регламент выполнения мероприятия 2 - обеспечение актуализации перечней недвижимого и особо ценного движимого имущества, закреплённого за подведомственными организациями, доводится отдельно.
Мероприятие 3
Выполнение мероприятия 3 - обеспечение контроля учёта федерального имущества в Реестре федерального имущества и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, закреплённые за подведомственными организациями, обеспечивается в рамках выполнения приказа Минобрнауки России от 25 января 2011 г. N 100 "Об организации работы в Министерстве образования и науки Российской Федерации по контролю исполнения подведомственными Министерству организациями требований законодательства Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и об учёте федерального имущества".
Мероприятие 4
Мероприятие "Разработка программ использования и развития имущественного комплекса" реализуется в рамках выполнения распоряжения Минобрнауки России от 5 октября 2011 г. N Р-65 "О формировании и реализации системного подхода к управлению имуществом подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации организаций".
При этом необходимо отметить, что все вопросы управления и распоряжения имущественными комплексами должны найти отражение в программах - после их утверждения программы станут базовыми документами, на основании которых будут приниматься решения по всем сделкам и предложениям организаций.
Например, в случае отсутствия в программе предложений по передаче имущества в аренду - такая сделка не будет согласована, так как она не отвечает требованиям стратегии развития организации.
Мероприятие 10
Обеспечение формирования в подведомственных организациях структурных подразделений, в компетенцию которых входит обеспечение управления имущественным комплексом (при отсутствии такого подразделения в действующей структуре). При численности сотрудников организации менее 50 возможно определение ответственного должностного лица за проведение указанной работы.
Необходимость наличия функционального закрепления за конкретными сотрудниками и подразделениями вопросов управления имущественным комплексом является объективно актуальной, так как такие вопросы являются комплексными и должны быть сконцентрированы в одном подразделении.
Так, к вопросам управления имущественным комплексом относятся вопросы оформления прав, судебных разбирательств, заключения сделок, эксплуатации, оценки затрат, формирования концепции дальнейшего использования и развития имущества, обеспечение управленческого учёта расходования доходов, полученных от сделок с имуществом.
Однако, учитывая комплексность вопроса, до настоящего времени в подавляющем большинстве организаций его различные элементы отнесены к юрисдикции различных подразделений - бухгалтерии, административных служб, юридического отдела, лично одного из заместителей руководителя организации. Всё это является причиной отсутствия комплексного понимания вопросов управления и развития имущественного комплекса и приводит на практике к многочисленным нарушениям.
Для реализации мероприятия 10 необходимо:
- издание приказа о внесении изменений в штатное расписание организации о включении в его состав подразделения, отвечающего за обеспечение управления имущественным комплексом (форма приказа прилагается);
- утверждение положения о подразделении (форма прилагается);
- передача всех материалов, связанных с управлением имущественным комплексом, в соответствующее подразделение;
- представление документов, указанных в пунктах 1-3, в Департамент инвестиционного развития и федерального имущества Минобрнауки России не позднее 15 июня 2012 г. через ИАС "Мониторинг".
Мероприятия 13, 14 и 15
Данные мероприятия включают следующее:
- разработка и утверждение регламентов рассмотрения вопросов использования и распоряжения движимым и недвижимым имуществом, закреплённым на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
- формирование комиссий по управлению имуществом (с учётом норм законодательства Российской Федерации о полномочиях наблюдательных советов автономных учреждений);
- рассмотрение вопросов использования и распоряжения движимым и недвижимым имуществом, закреплённым на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, на заседаниях комиссий по управлению имуществом (с учётом норм законодательства Российской Федерации о полномочиях наблюдательных советов автономных учреждений).
Данные мероприятия формируют комплекс работ по обеспечению прозрачности принятия решений в отношении вопросов управления имуществом, исключив какие-либо возможности коррупционных проявлений.
Также данные мероприятия призваны обеспечить формирования единых стандартов принятия решений.
До настоящего времени по 80-90% предложений подведомственных Министерству организаций о передаче имущества в аренду принимаются решения об отказе в согласовании сделки.
В основном это связано с двумя основными тенденциями:
1) организации представляют документы, на основании которых невозможно принять решение о совершении сделки, исходя из требований действующего законодательства. Например, предлагаются к передаче в аренду помещения и не представляются документы БТИ на них, что означает невозможность чёткого определения объекта аренды. Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определённо установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте; подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключённым;
2) вторая тенденция - организации не руководствуются принципом допустимости инфраструктурной аренды, введённым Концепцией. Так, согласно Концепции, вовлечение имущества в хозяйственный оборот является одним из инструментов, обеспечивающих эффективность имущества подведомственных Министерству организаций. Отмечено, что наиболее распространенными договорами являются договоры аренды федерального имущества и договоры безвозмездного пользования. При этом необходимо учитывать закреплённый Концепцией принцип "Имущество как базис для основной деятельности". Такие договоры должны заключаться в целях формирования необходимой инфраструктуры для основной деятельности организации. Заключение договоров в других целях должно быть детально проанализировано на предмет целесообразности и влияния на осуществление уставной деятельности организации.
Вместе с тем в большом количестве продолжают поступать предложения о передаче имущества в аренду под складские цели, промышленное производство, офисы.
В целях устранения данных противоречий и повышения эффективности взаимодействия необходимо формирование единых принципов принятия управленческих решений, на что направлена Концепция.
Для реализации 13, 14 и 15 мероприятий необходимо:
1) издание приказа (форма прилагается) о:
- формировании комиссии по управлению имуществом;
- определении её состава;
- утверждении регламента её работы (прилагается) и регламента рассмотрения вопросов использования и распоряжения движимым и недвижимым имуществом, закреплённым на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (прилагается);
2) обеспечение рассмотрения вопросов использования и распоряжения движимым и недвижимым имуществом исключительно на заседаниях соответствующей комиссии;
3) представление документов, указанных в пунктах 1-2, в Департамент инвестиционного развития и федерального имущества Минобрнауки России не позднее 15 июня 2012 года через ИАС "Мониторинг".
Мероприятия 16 и 17
Данные мероприятия включают следующее:
- формирование комиссий подведомственных организаций по контролю соблюдения требований законодательства Российской Федерации по вопросам использования и распоряжения имуществом, закреплённым на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, и эффективности его использования (далее - контрольные комиссии);
- проведение проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации по вопросам использования и распоряжения имуществом, закреплённым на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, контрольными комиссиями по итогам полугодий.
Как показывает практика и итоги проверок, проводимых Минобрнауки России, Росимуществом, иными контрольными органами, до настоящего времени сохраняется значительное количество нарушений в вопросах управления имущественными комплексами подведомственных организаций.
В целях сокращения количества нарушений и обеспечения законного и эффективного использования имущества подведомственных организаций необходимо обеспечить проведение на постоянной основе соответствующих проверок.
Комиссии должны формироваться в составе 7 человек, минимизируя, таким образом, возможности коррупционных проявлений.
Рекомендуется включать в состав комиссий представителей Росимущества по месту нахождения юридического лица.
Для реализации 16 и 17 мероприятий необходимо:
1) издание приказа (форма прилагается) о:
- формировании контрольной комиссии;
- определении её состава;
- утверждении регламента её работы (прилагается) и формы акта проверки (прилагается);
2) обеспечение проведения проверок не позднее 1 августа 2012 г. и в дальнейшем по итогам полугодий;
3) представление документов, указанных в пункте 1, в Департамент инвестиционного развития и федерального имущества Минобрнауки России не позднее 15 июня 2012 г. через ИАС "Мониторинг"; указанных в пункте 2 - не позднее 15 августа 2012 г. и в дальнейшем не позднее - 15 августа и 15 февраля каждого года.
Вопросы своевременного и качественного исполнения Концепции и Плана находятся на контроле в Министерстве, в связи с чем будут в обязательном порядке включаться в предмет проводимых Министерством проверок.
Учитывая изложенное, дополнительно рекомендуется формирование единого ответственного за выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией и Планом.
Заместитель министра образования и науки |
М.А. Камболов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по реализации плана мероприятий по реализации концепции осуществления Министерством образования и науки Российской Федерации полномочий собственника в отношении имущества подведомственных организаций (в отношении объектов движимого и недвижимого имущества) на 2012 год (утв. Министерством образования и науки РФ 11 мая 2012 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Вестник образования", ноябрь 2015 г., N 21