Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СПЕЦСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Эрмитаж" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Строительство комплекса зданий производственной базы и фондохранилища - III очередь, V-й этап строительства (3-й этап III очереди строительства) по адресу: Санкт-Петербург, улица Школьная, дом 39, литера А" (номер извещения 0372100005615000329) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе не установлены надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров, используемых при выполнении работ потребностям Заказчика, а именно: не установлено какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ.
2. В документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции устанавливают требование к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ.
Представитель Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 09.10.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 704 458 249,54 рублей;
4) дата проведения Аукциона - 02.11.2015.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В Инструкции установлены требования к техническим характеристикам товаров, необходимых при выполнении работ.
Приложением N7 к ТЗ документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, необходимых при выполнении работ.
Также Приложением N 7 к ТЗ документации об Аукционе указан перечень нормативных документов, распространяющихся на группы товаров: "в данном списке представлены нормативные документы, которые необходимо учитывать при подготовке заявки к данным торгам - ГОСТ 9410-78, ГОСТ 14254-96, ГОСТ 30108-94, ГОСТ 29322-92 , ГОСТ 10178-85, ГОСТ 10354-82, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 11068-81, ГОСТ 12816-80, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 14918-80, ГОСТ Р 54562-2011, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 19111-2001, ГОСТ 19903-74, ГОСТ 20477-86, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 30055-93, ГОСТ 30244-94, ГОСТ 3134-78, ГОСТ 32548-2013, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 3634-99, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 481-80 , ГОСТ 5306-83, ГОСТ 5457-75, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 6266-97, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 6564-84, ГОСТ 6617-76, ГОСТ 6782.1-75, ГОСТ 6997-77, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 8020-90, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8292-85, ГОСТ 8509-93, ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9548-74, ГОСТ Р 32389-2013, ГОСТ Р 52087-2003, СНИП 82-02-95, ГОСТ 53961-2010".
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, Приложение N 7 к ТЗ документации об Аукционе, не содержат требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно Приложению N 7 к ТЗ документации об Аукционе к товарам установлены следующие требования, в том числе, например: Пропан-бутан - Объемная доля жидкого остатка при +20°С: не более 1,6%; Массовая доля меркаптановой серы: не более 0,013%; Массовая доля сероводорода: не более 0,003%; Содержание свободной воды и щелочи: должны отсутствовать; Интенсивность запаха: не менее 3 баллов; уайт-спирит- Массовая доля общей серы: менее 0,025%; Фракционный состав - остаток в колбе: менее 2%; кислородж технический газооборазный - Объемная доля кислорода: не менее 99,5%; Объемная доля водорода: от 0,3% до 0,5%; Объемная доля кислорода в рабочих помещениях: не более 23%; Объемная доля водяных паров: не более 0,009% и др.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Согласно пункту 7.1.47 проекта контракта документации об Аукционе подрядчик принимает на себя обязательства: "привлечь к исполнению контракта организации, указанные в ч. 5 ст. 30 Закона о КС (далее - Организации, Организация), путем заключения с Организациями договоров, направленных на исполнение обязательств по настоящему контракту, на сумму не менее 10% от цены контракта".
Следовательно, проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СПЕЦСТРОЙ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 16.10.2015 N К-1361/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 октября 2015 г. N К-1361/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был