Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ОАО "Кубаньводпроект (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" (далее - Заказчик), единой комиссией Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" (далее - Единая комиссия) при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Обществом с ограниченной ответственностью "Центр подрядных торгов в строительстве" (далее - Специализированная организация) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству: "Общественно-бытовой корпус ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" в г. Симферополе район ул. Ялтинская, 20", "Общежитие на 250 мест ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" в г. Симферополе район ул. Ялтинская, 20", "Общежитие на 450 мест ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" в г. Симферополе район ул. Ялтинская, 20" (номер извещения 1075100000115000002) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Единой комиссией при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Специализированной организацией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившим в Конкурсной документации порядок оценки по показателям критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не позволяющий участнику закупки определить критерии присвоения соответствующего количества баллов заявкам на участие в Конкурсе, а также действиями Единой комиссии, неправомерно применивший порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, установленный в Конкурсной документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 08.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 30 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 13 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 13 участников закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "МС-Проект" с предложением о цене контракта 29 500 000 рублей.
1. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе 29.09.2015. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в ФАС России 12.10.2015 (вх. от 12.10.2015 N 112057/15), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что положения Конкурсной документации не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не подлежит рассмотрению Комиссией.
2. В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Следовательно, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе по показателю "Предложение участника закупки, содержащее описание порядка выполнения работ, технологии выполнения работ, включающее в себя обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов, организационно-технические решения" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"".
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Единая комиссия, необоснованно присвоила низкую оценку в баллах заявке Заявителя по показателю "Предложение участника закупки, содержащее описание порядка выполнения работ, технологии выполнения работ, включающее в себя обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов, организационно-технические решения" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" порядка оценки, установленного Конкурсной документацией, не подлежит рассмотрению Комиссией.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены в том числе нестоимостные критерии: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1), значимость критерия - 30%, "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2), значимость критерия - 10%.
По Критерию N1 установлены следующие показатели:
"Предложение участника закупки, содержащее описание порядка выполнения работ, технологии выполнения работ, включающее в себя обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов, организационно-технические решения, максимальное значение в баллах - 60" (далее - Показатель N 1).
"Предложение участника закупки, содержащее описание архитектурно-планировочных решений (основные принципы планировки помещений, обеспечение комфортности помещений, в т.ч. с учетом потребностей инвалидов, наружная и внутренняя отделка), максимальное значение в баллах - 20" (далее - Показатель N 2).
"Предложение участника закупки, содержащее описание технологических решений и оборудования, максимальное значение в баллах - 20" (далее - Показатель N 3).
Оценка по Показателю N1 осуществляется в следующем порядке:
"- 60 баллов при наличии в заявке участника закупки проработанных предложений участника закупки по описанию порядка выполнения работ, технологии выполнения работ, обоснованности необходимых для выполнения работ ресурсов, организационно-техническим решениям;
- 30 баллов при отсутствии одного или двух проработанных предложений участника закупки из следующих: порядок выполнения работ, технология выполнения работ, обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов, организационно-технические решения;
- 10 баллов при отсутствии трех проработанных предложений участника закупки из следующих: порядок выполнения работ, технология выполнения работ, обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов, организационно-технические решения;
- 0 баллов при отсутствии в оцениваемой заявке проработанных предложений участника закупки по порядку выполнения работ, технологии выполнения работ, обоснованности необходимых для выполнения работ ресурсов, организационно-техническим решениям".
Оценка по Показателю N 2 осуществляется в следующем порядке:
"- 20 баллов при наличии проработанных предложений участника закупки по описанию основных принципов планировки помещений, обеспечению комфортности помещений, в т.ч. с учетом потребностей инвалидов, наружной и внутренней отделке, в полной мере раскрывающих суть архитектурно-планировочных решений;
- 10 баллов при отсутствии одного из проработанных предложений участника закупки по: описанию основных принципов планировки помещений, обеспечению комфортности помещений, в т.ч. с учетом потребностей инвалидов, наружной и внутренней отделке, в полной мере раскрывающих суть архитектурно-планировочных решений;
- 5 баллов при отсутствии двух проработанных предложений участника закупки по: описанию основных принципов планировки помещений, обеспечению комфортности помещений, в т.ч. с учетом потребностей инвалидов, наружной и внутренней отделке, в полной мере раскрывающих суть архитектурно-планировочных решений;
- 0 баллов при отсутствии проработанных предложений участника закупки по описанию основных принципов планировки помещений, обеспечению комфортности помещений, в т.ч. с учетом потребностей инвалидов, наружной и внутренней отделке, в полной мере раскрывающих суть архитектурно-планировочных решений".
Оценка по Показателю N 3 осуществляется в следующем порядке:
"- 20 баллов при наличии проработанных предложений участника закупки по описанию технологических решений и оборудования;
- 10 баллов при отсутствии одного проработанного предложения участника закупки по описанию технологических решений либо оборудования;
- 0 баллов при отсутствии проработанных предложений участника закупки по описанию технологических решений и оборудования".
Комиссией установлено, что по порядку оценки в отношении показателей критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Конкурсной документации участникам закупки, представивших сведения, подлежащие оценке, неправомерно присваивается не 100 баллов, а 60, 20 и 20 баллов соответственно, а также отсутствует значимость вышеуказанных показателей.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия считает, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что количество баллов, присваиваемых участникам закупки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в сумме составляет 100 баллов и не противоречит требованиям, указанным в первом предложении пункта 11 Правил.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. На основании части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать довод жалобы ОАО "Кубаньводпроект" на положения Конкурсной документации.
2. На основании части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе не рассматривать довод ОАО "Кубаньводпроект" в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Предложение участника закупки, содержащее описание порядка выполнения работ, технологии выполнения работ, включающее в себя обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов, организационно-технические решения" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Результаты оценки заявок на участие Конкурсе по показателю "Предложение участника закупки, содержащее описание порядка выполнения работ, технологии выполнения работ, включающее в себя обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов, организационно-технические решения" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 05.10.2015 по делу N К-1259/15 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 октября 2015 г. N К-1353/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был