Решение Верховного Суда РФ от 10 ноября 2015 г. N АКПИ15-1098
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11 февраля 2016 г. N АПЛ15-637 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Поляковой К.А.
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Кузьминова К.Ю.
о признании недействующими пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 июля 2007 г. N 47 "О прекращении использования метилового спирта в средствах по уходу за автотранспортом" и абзаца седьмого пункта 3.22 санитарных правил СП 2.3.3.2892-11 "Санитарно-гигиенические требования к организации и проведению работ с метанолом", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12 июля 2011 г. N 99, установил:
главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11 июля 2007 г. принято постановление N 47 "О прекращении использования метилового спирта в средствах по уходу за автотранспортом" (далее - Постановление), которое зарегистрировано 22 августа 2007 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 10037, опубликовано 4 сентября 2007 г. в "Российской газете".
Пунктом 1 Постановления предписано организациям, осуществляющим деятельность по производству и реализации средств по уходу за автотранспортом, в том числе стеклоомывающих жидкостей, прекратить практику использования метанола при их производстве, а также продажу населению указанных средств, содержащих метанол.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12 июля 2011 г. N 99 утверждены санитарные правила СП 2.3.3.2892-11 "Санитарно-гигиенические требования к организации и проведению работ с метанолом" (далее - Санитарные правила), которые зарегистрированы 29 сентября 2011 г. в Минюсте России, регистрационный номер 21920, опубликованы 17 октября 2011 г. в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 42.
Согласно абзацу седьмому пункта 3.22 Санитарных правил не допускается использование метанола при изготовлении стеклоомывающих жидкостей.
Кузьминов К.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 1 Постановления и абзаца седьмого (в заявлении абзац шестой) пункта 3.22 Санитарных правил, ссылаясь на то, что они противоречат Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утверждённым решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе", а именно пункту 5.2 таблицы 1 "Основные требования к подконтрольным товарам и показателям их безопасности" приложения 5А к разделу 5 главы II, допускающему в стеклоомывающей жидкости содержание метанола (массовая доля) не более 0,05%. По мнению административного истца, такая норма решения Комиссии Таможенного союза, с которым национальное санитарное законодательство не гармонизировано, позволяет применять метиловый спирт (метанол) при производстве стеклоомывающей жидкости. Нарушение оспариваемых нормативных положений влечёт привлечение лиц, осуществляющих производство или продажу стеклоомывающей жидкости с содержанием метилового спирта (метанола), к уголовной или административной ответственности.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) и Минюст России в письменных возражениях на административное исковое заявление просили в его удовлетворении отказать, считая, что оспариваемые в части нормативные правовые акты изданы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции, соответствуют действующему законодательству, не регулируют отношения органов санитарно-эпидемиологического надзора с гражданами, в том числе с административным истцом, прав и охраняемых законом интересов граждан не нарушают, а также имеют иной предмет регулирования по сравнению с Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утверждёнными решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе".
Выслушав объяснения административного истца Кузьминова К.Ю. и его представителя Кузнецова И.А., возражения представителя Роспотребнадзора Минеевой О.Н. и представителя Минюста России Балояна К.Т., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
В силу положений абзацев первого и четвёртого подпункта 5 пункта 1, пункта 2 статьи 51 названного Федерального закона Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наделён полномочиями принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции, а также принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Следовательно, реализуя предоставленные законом полномочия, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации был вправе принять оспариваемое в части Постановление в целях предупреждения возникновения отравлений среди населения метанолом (метиловым спиртом), который является наиболее опасным токсическим веществом, по органолептическим свойствам практически не отличим от этилового спирта и в случае использования его в качестве суррогатного алкоголя приводит к летальному исходу (преамбула).
Пунктом 7 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476, предусмотрено, что правовые акты по вопросам организации государственного надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, издаваемые главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, являются обязательными для исполнения органами государственного надзора и организациями, указанными в пунктах 3 и 4 данного Положения.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, является Роспотребнадзор, руководитель которого главный государственный санитарный врач Российской Федерации (пункт 1, абзац второй пункта 8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322).
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Исходя из пункта 1, абзацев первого и четвёртого пункта 5 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания, - основная задача государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, которое, в свою очередь, осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и включает в себя, кроме прочего, разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил.
Согласно пунктам 2 и 3 приведённого Положения нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья, оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания, максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания. Государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства, потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, условиям труда.
Роспотребнадзор имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности (подпункт 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322).
Таким образом, Санитарные правила утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением формы такого акта, требований к его государственной регистрации и опубликованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 г.), ратифицированного Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ, решения Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств и Евразийской экономической комиссии, действующие на дату вступления в силу данного Договора, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей этому Договору.
Утверждения административного истца о противоречии абзаца седьмого пункта 3.22 Санитарных правил, установившего запрет на использование метанола при изготовлении стеклоомывающих жидкостей, Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утверждённым решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе" (далее - Единые санитарные требования), основаны на неправильном толковании содержания нормативных правовых актов, имеющих различные предметы правового регулирования.
Оспариваемые в части Санитарные правила определяют обязательные санитарно-гигиенические требования к организации и проведению работ с метанолом, их требования распространяются на объекты, использующие в технологическом процессе метанол, независимо от их принадлежности и формы собственности (пункты 1.2, 1.3).
В свою очередь, Единые санитарные требования устанавливают гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, который также утверждён решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе".
В силу пункта 2-1 названного решения Единые санитарные требования применяются в отношении продукции, на которую распространяется действие технических регламентов Таможенного союза, производимой и выпускаемой в обращение на основании документов о соответствии продукции указанным Требованиям.
Пунктом 5.2 таблицы 1 "Основные требования к подконтрольным товарам и показателям их безопасности" приложения 5А к разделу 5 главы II Единых санитарных требований установлен допустимый уровень токсикологического показателя содержания метанола (массовая доля) - не более 0,05% в средствах бытовой и промышленной химии по уходу за жилищем, предметами домашнего обихода, одеждой, обувью, автомобилями (средствах чистящих, полирующих, для устранения запахов, антистатических, для ухода за кожей и замшей, автокосметике и пр.).
Вместе с тем, допуская в качестве показателя безопасности подконтрольных товаров подобный максимальный уровень содержания метанола, который может быть обнаружен в таких средствах при проведении мероприятий по санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), Единые санитарные требования не разрешают использовать метанол при изготовлении стеклоомывающих жидкостей.
В пункте 1.1 подраздела I "Основные требования к товарам бытовой химии" раздела 5 главы II Единых санитарных требований указано, что данный документ принят в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Санитарно-гигиеническая оценка товаров бытовой химии проводится в целях подтверждения безопасности продукции.
Устанавливая гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольных товаров, Единые санитарные требования не регламентируют отношения, связанные с организацией и проведением работ с метанолом.
Оспариваемое нормативное положение Санитарных правил, обеспечивая санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, соответствует нормам Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ. Отсутствует и иной нормативный правовой акт, которому оно противоречит.
Кроме того, Санитарные правила предназначены для организаций, специалистов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с проведением работ с метанолом (пункт 1.4).
Административным истцом не подтверждены обстоятельства применения в отношении его оспариваемого предписания или то, что он является субъектом правоотношений, регулируемых Санитарными правилами.
Доводы о нарушении абзацем седьмым пункта 3.22 Санитарных правил прав потребителя, приобретающего или желающего приобрести стеклоомывающую жидкость с использованием при её производстве метанола, не имеют правового основания, противоречат цели осуществлённого Роспотребнадзором государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, обеспечивающего безопасность для здоровья человека среды его обитания.
Ввиду изложенных обстоятельств оснований для признания недействующими пункта 1 Постановления и абзаца седьмого пункта 3.22 Санитарных правил, содержание которых соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Кузьминова К.Ю. о признании недействующими пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 июля 2007 г. N 47 "О прекращении использования метилового спирта в средствах по уходу за автотранспортом" и абзаца седьмого пункта 3.22 санитарных правил СП 2.3.3.2892-11 "Санитарно-гигиенические требования к организации и проведению работ с метанолом", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12 июля 2011 г. N 99, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 10 ноября 2015 г. N АКПИ15-1098
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11 февраля 2016 г. N АПЛ15-637 настоящее решение оставлено без изменения