Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 8 декабря 2015 г. N 208-КГ15-13
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Замашнюка А.Н., Сокерина С.Г.
при секретаре Носенко Н.А.
в открытом судебном заседании
рассмотрела административное дело
по кассационным жалобам представителей начальника Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") Сафарова Р.А. и руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю") Лебедева С.Г.
на решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г.
по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части ... старшего лейтенанта запаса Михайлова С.Г.
об оспаривании решения начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
Михайлов С.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 10 ноября 2014 г. N 672 о предоставлении заявителю жилищной субсидии с применением при ее расчете поправочного коэффициента 2,25.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне должностного лица, чьи действия оспариваются, привлечен руководитель ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю".
Решением Благовещенского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г., заявление удовлетворено.
Судом возложена обязанность на начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" произвести заявителю перерасчет жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2,375, а на руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" произвести выплату жилищной субсидии с учетом перерасчета.
Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 21 сентября 2015 г. в передаче кассационных жалоб представителей начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" и руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационных жалобах представители начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" Сафаров Р.А. и руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" Лебедев С.Г., утверждая об отнесении заявителя в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,25, что не было учтено судами, просят судебные постановления отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобы подлежащие удовлетворению.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что Михайлов С.Г., имеющий общую продолжительность военной службы более 16 и менее 20 лет, ввиду увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями обратился к руководителю ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением об обеспечении его жилищной субсидией с поправочным коэффициентом для расчета жилищной субсидии в размере 2,375.
Решением руководителя ФГКУ "Востокрегионжилье" от 10 ноября 2014 г. N 672 размер жилищной субсидии Михайлову С.Г. был рассчитан с применением поправочного коэффициента 2,25. Денежные средства на лицевой счет заявителя зачислены 18 ноября 2014 г.
Полагая, что при расчете субсидии ему должен быть установлен повышенный поправочный коэффициент, Михайлов С.Г. оспорил решение в суде.
Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд в обоснование указал, что исходя из системного толкования законодательства военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы более 10 лет и увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выделены в отдельную категорию лиц, которые вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применен к ним в случае, если бы общая продолжительность военной службы составила на момент увольнения 20 лет, то есть 2,375. Суд апелляционной инстанции с этим согласился.
Такой вывод суда основан на неправильном толковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), согласно п.п. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с п.п. 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы Закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Михайлов С.Г. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Михайлова С.Г.
Руководствуясь ст. 327-328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г., принятые по заявлению Михайлова С.Г., отменить и принять по делу новое решение, которым Михайлову С.Г. в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи |
А.Н. Замашнюк |
|
С.Г. Сокерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 8 декабря 2015 г. N 208-КГ15-13
Текст определения официально опубликован не был