I. Общие положения
1. Методика проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений (далее - Методика) разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 12 марта 2009 г. N Пр-567 и от 3 ноября 2009 г. N Пр-3021, а также пункта 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 августа 2009 г. N 6.
2. Настоящая Методика определяет основные показатели и критерии мониторинга состояния комплексной безопасности объектов, порядок сбора и обобщения сведений о состоянии комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений (далее - Объекты).
3. Методика направлена на формирование единых подходов при разработке технического задания на создание автоматизированной системы сбора, обобщения и анализа данных о состоянии комплексной безопасности объектов.
4. Основными целями мониторинга состояния комплексной безопасности объектов являются:
сокращение времени обнаружения возгораний и оповещения людей о пожаре, в том числе граждан, отнесенных к категории маломобильных групп населения с помощью индивидуальных технических устройств оповещения;
обеспечение автоматизированного вызова сил подразделений федеральной противопожарной службы в случае возникновения пожара, в том числе по выделенным радиоканалам МЧС России;
профилактика правонарушений на объектах с массовым пребыванием людей;
обеспечение прав и законных интересов престарелых, инвалидов и детей;
своевременное принятие мер по обеспечению комплексной безопасности руководителями объектов, а также органами административной юрисдикции;
обеспечение актуальной информацией о развитии чрезвычайной ситуации (пожара) с целью своевременного определения путей эвакуации и спасения людей, а также первоочередных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации (пожара);
сбор, хранение и передача статистической информации о состоянии комплексной безопасности объектов, в том числе о состоянии систем противопожарной защиты;
оказание организационно-методического содействия органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в реализации мер по обеспечению комплексной безопасности организаций социального обслуживания, в которых пребывают дети, инвалиды и престарелые граждане;
создание условий для прозрачности, открытости и своевременного поступления указанных сведений.
5. Непосредственное проведение мониторинга состояния комплексной безопасности объектов осуществляется Едиными дежурно-диспетчерскими службами города (муниципального района) (далее - ЕДДС), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, здравоохранения и соцзащиты, органами местного самоуправления.
Актуализация сведений, подлежащих мониторингу, выполняется руководителями объектов.
6. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный центр управления в кризисных ситуациях", а также центры управления в кризисных ситуациях МЧС России по федеральным округам и главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации осуществляют накопление поступающей информации о состоянии комплексной безопасности объектов.
7. Организационно-методическое содействие в осуществлении мониторинга состояния комплексной безопасности объектов осуществляется Департаментом надзорной деятельности МЧС России и Научно-техническим управлением МЧС России совместно с соответствующими структурными подразделениями МВД России, Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России.
8. Работа по мониторингу состояния комплексной безопасности объектов проводится на объектах, расположенных в городах: Казань, Уфа, Оренбург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар, Ставрополь, Липецк, Смоленск, Санкт-Петербург, а также иных городах и районах субъектов Российской Федерации, в которые в установленном МЧС России порядке поставляется программно-аппаратный комплекс мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях, работающим по выделенным радиоканалам МЧС России и принятым на снабжение приказом МЧС России от 28.12.2009 N 743 (далее - ПАК "Стрелец-Мониторинг").
9. Нормативное регулирование порядка организации сбора и формирования данных о состоянии комплексной безопасности объектов, совокупность мер реагирования оперативных и коммунальных служб, а также организаций, обслуживающих системы защиты здания (корпуса) осуществляется соответствующими положениями, утверждаемыми органами власти субъектов Российской Федерации в городах, в которых проводится работа по мониторингу состояния комплексной безопасности объектов.
Указанные положения разрабатываются территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации в соответствии с настоящей Методикой и вносятся на утверждение в органы власти субъектов Российской Федерации.
10. В мониторинге состояния комплексной безопасности объектов также вправе принять участие организации независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами с массовым пребыванием людей, привлекаемые в рамках автоматизации системы сбора сведений, характеризующих состояние комплексной безопасности объектов.
11. По мере осуществления мониторинга состояния комплексной безопасности объектов могут вноситься предложения о расширении возможностей, порядке и формах использования положительных результатов работы, а также совершенствовании нормативно-правового регулирования в данной области.
II. Типы учреждений, в которых осуществляется мониторинг текущего состояния их комплексной безопасности
12. Мониторинг состояния комплексной безопасности осуществляется в следующих основных типах учреждений:
а) Учреждения социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием людей:
дома-интернаты для престарелых и инвалидов, специальные дома для одиноких престарелых, комплексные центры (при наличии отделений временного (постоянного) проживания);
детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (при наличии отделений временного (постоянного) проживания), центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей (при наличии отделений временного (постоянного) проживания), социальные приюты для детей и подростков (при наличии отделений временного (постоянного) проживания);
психоневрологические интернаты;
геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры;
социальные гостиницы, центры социальной реабилитации для лиц без определенного места жительства, дома ночного пребывания, центры для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
б) Учреждения здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей:
дома ребенка;
хосписы;
дома сестринского ухода;
детские санатории, в т.ч. для детей с родителями, включая оздоровительные лагеря круглогодичного действия;
диспансеры, в том числе психоневрологические, наркологические, противотуберкулезные и др.);
стационары больниц.
в) Учреждения образования с круглосуточным пребыванием людей:
образовательные учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образовательные учреждения для детей нуждающихся в психо-педагогической и медико-социальной помощи, включая учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
кадетские школы интернаты, школы интернаты, созданные в помощь семье, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении, детские сады с круглосуточным пребыванием детей;
специализированные учебно-воспитательные заведения для детей с девиантным поведением.
г) Учреждения образования без круглосуточного пребывания людей включают:
образовательные учреждения дополнительного образования (дома пионеров, спортивные школы, дома молодежи и др.);
общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса, межшкольные учебные комбинаты и др.);
образовательные учреждения начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования;
образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
образовательные учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья без круглосуточного пребывания людей.
13. Мониторинг состояния комплексной безопасности объектов может осуществляться и в отношении иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, сопряженных с ПАК "Стрелец-Мониторинг".
III. Основные критерии и показатели проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов
14. Мониторинг состояния комплексной безопасности объектов проводится по следующим критериям и показателям:
а) Численность граждан (пациентов) и персонала, проживающих в здании (корпусе) учреждения (организации). Для объектов образования без круглосуточного пребывания людей - численность обучающихся и персонала.
б) Автоматическая пожарная сигнализация в здании (в корпусе):
имеется;
отсутствует;
неисправна.
в) Тип автоматической пожарной сигнализации:
проводная;
беспроводная;
по радиоканалу МЧС России.
г) Охранная сигнализация в здании (в корпусе):
имеется;
отсутствует;
неисправна.
д) Кнопка (брелок) экстренного вызова милиции в здании (корпусе):
имеется;
отсутствует;
неисправна.
е) Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании (корпусе):
имеется;
отсутствует;
неисправна.
ж) Тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре:
проводная;
беспроводная;
по радиоканалу МЧС России.
з) Наружное противопожарное водоснабжение здания (корпуса):
имеется;
отсутствует;
неисправно.
и) Внутреннее противопожарное водоснабжение здания (корпуса):
имеется;
отсутствует;
неисправно.
к) Вывод сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты в подразделение пожарной охраны в здании (корпусе):
имеется;
отсутствует;
неисправен.
л) Способ вывода сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты в подразделение пожарной охраны:
проводной;
беспроводной;
по радиоканалу МЧС России.
м) Количество срабатываний систем противопожарной защиты:
проводной, из них:
ложных
беспроводной, из них:
ложных
по радиоканалу МЧС России, из них:
ложных.
н) Прямая телефонная связь с подразделением пожарной охраны для здания (корпуса):
имеется;
отсутствует;
неисправна.
о) Обеспеченность персонала корпуса (здания) учреждения средствами индивидуальной защиты органов дыхания:
имеются;
отсутствуют;
обеспечены не в полном объеме.
п) Обеспеченность персонала корпуса (здания) учреждения носилками для эвакуации маломобильных пациентов:
имеются;
отсутствуют;
обеспечены не в полном объеме.
р) Текущее состояние здания (корпуса):
находится в исправном состоянии;
признано ветхим;
нуждается в реконструкции;
находится в аварийном состоянии.
с) Капитальное ограждение территории здания (каждого корпуса при размещении по разным адресам):
имеется;
отсутствует.
т) Наличие металлических входных дверей в здании (корпусе):
имеются;
отсутствуют.
у) Физическая охрана здания или каждого корпуса (частное охранное предприятие или отдел вневедомственной охраны):
имеется;
отсутствует.
ф) Видеонаблюдение территории и помещений для здания (корпуса):
имеется;
отсутствует.
х) Состояние эвакуационных путей и выходов в здании (корпусе):
соответствуют;
не соответствуют.
ц) Находится на расстоянии, не обеспечивающем своевременное прибытие ближайшего пожарного подразделения.
15. Показатели и соответствующие им критерии мониторинга состояния комплексной безопасности конкретного корпуса (здания) отражаются в паспорте комплексной безопасности учреждения.
16. Паспорт комплексной безопасности учреждения наряду с показателями и критериями мониторинга состояния комплексной безопасности объектов должен содержать следующую информацию:
а) Наименование учреждения (организации).
б) Форма собственности учреждения (организации):
федеральная собственность;
собственность субъекта Российской Федерации;
муниципальная собственность;
частная собственность;
иная форма собственности.
в) Организационно-правовая форма.
г) Адрес места нахождения юридического лица.
д) Фактический адрес нахождения здания (корпуса) с круглосуточным пребыванием людей (с ведением образовательного процесса), его наименование, контактный телефон.
е) Должность, Фамилия, Имя, Отчество руководителя учреждения (организации), а также филиалов при их наличии, контактные телефоны;
ж) Год постройки здания (корпуса);
з) Этажность здания (корпуса).
и) Дата проведенного последнего капитального ремонта (реконструкции) здания (корпуса).
17. Паспорта комплексной безопасности учреждений для удобства последующего обобщения целесообразно выполнять в формате "Microsoft Office Excel". При этом, конкретные показатели в соответствующих графах паспорта комплексной безопасности учреждения для удобства последующего обобщения информации следует отражать цифрой "1".
18. Типовая форма паспорта комплексной безопасности учреждения приведена в приложении N 1.
IV. Порядок сбора и обобщения сведений о состоянии комплексной безопасности учреждений
19. Сбор информации о состоянии комплексной безопасности учреждений, указанной в столбцах 7, 17, 21, 23 ,25, 26 паспорта комплексной безопасности учреждения, и её передача на ЕДДС, осуществляется ежедневно в телефонном режиме не позднее 10 ч. 00 мин. местного времени руководителями данных учреждений, либо специально уполномоченными ими должностными лицами.
20. Информация в столбцах 18, 22, 24 подлежит актуализации вышеуказанным способом 28 числа каждого месяца.
21. Информация в столбцах 2-6, 8-16, 19, 20, 27-32 паспорта комплексной безопасности учреждения подлежит актуализации вышеуказанным способом по мере изменения содержащихся в них данных.
22. Сведения о работоспособности автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре, предусмотренные столбцами 17, 21 и 23 паспорта комплексной безопасности учреждения, допускается формировать посредством запроса информации с пунктов связи пожарных частей, полученной на основе данных ПАК "Стрелец-Мониторинг".
23. Не подлежит заполнению столбец 30 в паспортах комплексной безопасности учреждений образования без круглосуточного пребывания людей и учреждений, не подпадающих под типы объектов.
24. ЕДДС ежедневно актуализируют паспорта комплексной безопасности конкретных учреждений согласно представленной информации, сводят их в отдельные файлы в формате "Microsoft Office Excel" по типам учреждений*, обобщают статистические сведения в формате "Microsoft Office Excel" за субъект Российской Федерации по формам, установленным приложениями N 2 и N 3 и направляют их в электронном виде в соответствующие Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации).
Одновременно, ЕДДС по средствам информационного обмена обеспечивают доступ к указанной информации соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, здравоохранения и соцзащиты, а также органов местного самоуправления.
25. ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации обобщают статистические сведения в формате "Microsoft Office Excel" за субъект Российской Федерации по формам, установленным приложениями N 2 и N 3, сводят паспорта комплексной безопасности конкретных учреждений в отдельные файлы по типам учреждений* и направляют их в электронном виде в соответствующий Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России федерального округа (далее - ЦУКС МЧС России федерального округа).
Одновременно, ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации по средствам информационного обмена обеспечивают доступ к указанной информации соответствующих ЦУКС МЧС России по федеральным округам, Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный центр управления в кризисных ситуациях".
26. Статистические сведения по учреждениям, не подпадающих под типы Объектов, обобщаются в отдельный файл в формате "Microsoft Office Excel" по форме, установленной приложением N 3 с наименованием "Сведения о состоянии комплексной безопасности иных учреждений по федеральному округу (субъекту Российской Федерации)".
Паспорта комплексной безопасности названных учреждений сводятся в отдельный файл в формате "Microsoft Office Excel".
Актуализация статистических сведений и паспортов комплексной безопасности по учреждениям, не подпадающих под типы Объектов, осуществляется в соответствии с вышеустановленным порядком.
27. Содержание информации направляемой ЕДДС в адрес ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации схематично приведено в приложении 4.
28. ЦУКС МЧС России по федеральным округам и Федеральное государственное бюджетное учреждения "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" по запросу заинтересованных федеральных органов исполнительной власти представляют статистические сведения, полученные в результате мониторинга состояния комплексной безопасности объектов.
______________________________
* Каждый из упомянутых файлов должен быть выполнен в формате "Microsoft Office Excel" и содержать отдельные листы, содержащие паспорта комплексной безопасности по каждому из типов учреждений соответствующей категории на территории субъекта Российской Федерации.
Первый заместитель |
М.И. Суходольский |
Заместитель Министра |
П.А. Попов |
Заместитель Министра |
В.С. Белов |
Заместитель Министра |
Ю.П. Сентюрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методика проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений
Текст документа официально опубликован не был