Представление Счетной палаты РФ от 26 августа 2015 г. N ПР 12-188/12-02
В соответствии с пунктом 3.11.12 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка правомерности, обоснованности, результативности и эффективности расходования средств федерального бюджета, выделенных в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года на повышение конкурентоспособности отечественной кинематографии, в том числе на производство фильмов, предусмотренных Планом основных мероприятий по проведению в 2014 году в Российской Федерации года культуры (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2517-р), в Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Анализ внутренних нормативных актов и распорядительных документов Фонда кино, регламентирующих меры государственной поддержки отечественной кинематографии, включая использование средств федерального бюджета, показал отдельные недостатки данной области правового регулирования.
Методикой составления рейтинга для отнесения организаций кинематографии к лидерам отечественного кинопроизводства, утверждаемой ежегодно приказами Фонда кино, не установлены минимальное суммарное количество баллов в рейтинге кинокомпаний, позволяющих отнести организацию кинематографии к лидерам отечественного кинопроизводства, а также доля лидеров отечественного кинопроизводства от общего числа организаций, подавших заявку, что снижает прозрачность процедуры отбора. В результате в 2013 - 2015 годах к лидерам отечественного кинопроизводства отнесено разное количество организаций кинематографии с различным количеством баллов: в 2013 году - 13 лидеров при минимальном количестве баллов - 222, в 2014 году - 9 лидеров и 311 баллов, в 2015 году - 8 лидеров и 430 баллов. При этом 8 организаций признаются лидерами отечественного кинопроизводства в течение всего проверяемого периода.
При подготовке Экспертным советом предложений по заявленным на оказание финансовой поддержки организациям кинематографии решения принимаются на основании результатов, определенных в "оценочном листе", в котором указан перечень показателей и бальная шкала. При этом внутренними документами Фонда не определены качественные характеристики данных показателей, а также соответствие определенного уровня или степени достижения каждого балла по конкретному показателю.
Кроме того, решения Экспертного совета по указанным проектам принимаются в отсутствие производственно-финансовой и маркетинговой экспертизы и оценки обоснованности запрашиваемого у Фонда объема финансирования проекта, а также имеющихся у организации кинематографии внебюджетных источников, необходимых для производства и продвижения проектов.
В результате решения Экспертного совета, принимаемые при отсутствии комплексной оценки проектов, претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств субсидии из федерального бюджета, не обеспечены объективным и прозрачным инструментом, что несет риски ошибочной оценки заявочных материалов при принятии соответствующего решения.
2. В соответствии с пунктом 21 Порядка предоставления в 2013 году средств на финансовое обеспечение и (или) возмещение расходов, связанных с производством и прокатом национальных фильмов, утвержденного приказом Фонда от 30 апреля 2013 г. N 17, Попечительский совет в своем решении утверждает проекты, а также размер и условия их поддержки за счет средств субсидии из федерального бюджета, внесенные Фондом кино, отобранные Сценарной рабочей группой и (или) Экспертным советом и согласованные Минкультуры России. При этом в состав Попечительского и Экспертного советов одновременно входят должностные лица и учредители одних и тех же компаний кинематографии, что создает возможности влияния указанным лицам на принятие решения на этапе отбора проектов для оказания поддержки.
3. В зависимости от результатов проведения отборов проектов на оказание финансовой поддержки организациям кинематографии Минкультуры России, в соответствии с предложениями Фонда кино, неоднократно дополнительными соглашениями перераспределяло субсидии в пределах выделенного объема по видам возмещаемых расходов, что может свидетельствовать о недостаточном уровне их планирования.
4. В ходе проверки выявлены отдельные недостатки при исполнении договоров, заключенных Фондом кино с организациями кинематографии на предоставление финансовой поддержки за счет средств субсидии в 2013 - 2015 годах.
Из общего количества заключенных договоров на предоставление средств субсидии из федерального бюджета для обеспечения производства и проката отечественных фильмов (154 договоров) на сумму 8 326 231,1 тыс. рублей, по 38 договорам (24,7% общего количества) обязательства не были исполнены или исполнены не в полном объеме, 10 договоров, по которым была оказана финансовая поддержка на общую сумму 176 000,0 тыс. рублей, Фонд расторг по соглашению сторон.
Вместе с тем, практика расторжения Фондом договоров по указанным основаниям, приводит к использованию кинокомпаниями средств, выделенных на поддержку кинопроизводства за счет субсидии из федерального бюджета без достижения заданного результата.
Кроме того, в ходе реализации 3 договоров, заключенных на условиях возвратности с прибыли от реализации фильмов на обитую сумму 808 000,0 тыс. рублей и профинансированных в проверяемый период на условиях возвратности с прибыли на сумму 45 000,0 тыс. рублей, сроки исполнения обязательств были увеличены от 3 месяцев до года, что повлекло увеличение сроков возврата полученных средств поддержки и не позволило Фонду увеличить объем поддерживаемых проектов.
В ходе исполнения 11 договоров, заключенных на условиях стопроцентной возвратности на общую сумму 1 238 000,0 тыс. рублей и перечисленных Фондом кино получателям в сумме 320 000,0 тыс. рублей, организациями кинематографии сроки производства проектов были увеличены от 1 до 14 месяцев.
В договорах с организациями кинематографии Фонд не предусмотрел право взыскивать проценты за пользование чужими средствами в случае досрочного расторжения таких договоров по соглашению сторон без достижения заданного результата.
5. В 2014 - 2015 годах Минкультуры России были заключены с Фондом кино соглашения о предоставлении субсидии на поддержку кинематографии в части продвижения национальных фильмов путем участия в международных кинорынках за рубежом от 26 февраля 2015 г. N 465-01-41/03-15 и от 26 февраля 2015 г. N 465-01-41/03-15, в которых срок реализации подготовительного периода установлен до заключения указанных соглашений (с 14 января по 5 февраля 2014 года и с 14 января по 5 февраля 2015 года соответственно), то есть, что может свидетельствовать о возможном ограничении конкуренции при проведении отбора организаций кинематографии на получение указанной субсидии, так как требуется начать подготовку к участию в международных мероприятиях на условиях государственной поддержки до определения победителя.
Кроме того, показатели, указанные в пункте 3.3.4. соглашения от 20 февраля 2014 г. N 312-01-41/03-14, не отражают достигнутый результат в части продвижения национального фильма на международный рынок, так как не позволяют сделать вывод о количестве проведенных сеансов фильмов, привезенных на указанные мероприятия, и число их посетителей. Также не представляется возможным определить качество организованных деловых мероприятий, так как не предусмотрены сведения о количестве фильмов отечественного кинопроизводства, проданных для проката в зарубежных странах.
6. Оценка результативности использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных Фонду кино на оказание поддержки организациям кинематографии, осуществлялась по показателям, установленным разделом 5 соглашений о предоставлении субсидии, которые на 2014 и 2015 год определены только количественными характеристиками и не содержат показатели, отражающие качество поддержанных проектов:
не менее 30 фильмов лидеров отечественного кинопроизводства и иных организаций кинематографии, поддержанных в производстве в соответствии с заключенными договорами;
не менее 15 фильмов, выпущенных в прокат лидерами отечественного кинопроизводства и иными организациями кинематографии, в соответствии с заключенными договорами.
При этом государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317, в сфере кинематографии предусмотрены ожидаемые результаты, отражающие качественные характеристики государственной поддержки кинематографии.
В связи с изложенным представляется целесообразным в соглашениях Минкультуры России и Фонда кино о предоставлении субсидии из федерального бюджета организациям кинематографии на оказание поддержки производства и проката национальных фильмов показатели результативности увязать с ожидаемыми результатами, предусмотренными в государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы".
7. Основным источником доходов деятельности Фонда кино являются средства субсидии из федерального бюджета, выделяемые на оказание финансовой поддержки организациям кинематографии на производство и прокат национальных фильмов.
В проверяемый период Фонд кино право использовать остаток субсидии, не использованной в течение финансового года, в следующем году, предоставленное Минкультуры России в соответствии с пунктом 4.5.3. соглашений о предоставлении субсидии, использовал для получения дохода от размещения средств субсидии на банковских счетах кредитных организаций с целью получения дохода.
За период 2014 - 2015 годов доход Фонда кино от размещения средств субсидии на счетах кредитных организаций составил в общей сумме 303 943,1 тыс. рублей.
При этом Фондом кино из пяти основных задач, предусмотренных Уставом, реализуются только две: оказание финансовой поддержки организациям, осуществляющим производство, прокат, показ и продвижение национальных фильмов и только за счет средств субсидии из федерального бюджета и аккумулирование финансовых средств для развития отечественной кинематографии, за счет возвратности средств оказанной поддержки (всего 13,6% к объему полученных субсидий). Иная деятельность, приносящая доход Фондом не осуществлялась.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Фонду кино предлагается следующее.
1. Обеспечить доработку с учетом выявленных Счетной палатой Российской Федерации замечаний:
методики составления рейтинга для отнесения организаций кинематографии к лидерам отечественного кинопроизводства, при этом, предусмотреть механизм, обеспечивающий объективный подход принятия решений как при проведении отбора кинопроектов на получение финансовой поддержки за счет средств субсидии из федерального бюджета, так и при определении лидеров отечественного кинопроизводства;
методики (порядок) производственно-финансовой и маркетинговой экспертизы и оценки обоснованности запрашиваемого организациями кинематографии объема финансирования кинопроекта, используемой Экспертным советом при отборе кинопроектов претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств субсидии из федерального бюджета.
2. Рассмотреть вопрос о возможности взыскания процентов за пользование чужими средствами, что предусмотрено условиями договоров с организациями кинематографии, с которыми Фондом кино были расторгнуты договоры до сроков окончания исполнения принятых организациями обязательств.
3. Рассмотреть совместно с Минкультуры России вопрос о приведении показателей результативности, установленных в соглашениях о предоставлении Фонду кино субсидии из федерального бюджета на поддержку кинематографии в соответствие с ожидаемыми результатами, предусмотренными государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317.
4. Рассмотреть вопрос о включении в форму договора о предоставлении средств поддержки за счет субсидий из федерального бюджета на производство и прокат национального фильма условие об обязанности Фонда взыскивать проценты за пользование чужими средствами с организации кинематографии при расторжении с ней указанного договора, если средства получателем использовались без достигнутого результата.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 августа 2015 г. N 35К (1046)).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 дней со дня его получения, но не позднее 1 октября 2015 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 26 августа 2015 г. N ПР 12-188/12-02
Текст представления официально опубликован не был