Представление Счетной палаты РФ от 29 мая 2015 г. N ПР 14-85/14-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведена внешняя проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Росреестр), по результатам которой выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Установлены недостатки в части реализации Росреестром полномочий главного администратора доходов федерального бюджета. Плановые показатели по поступлениям доходов в федеральный бюджет на 2014 год были доведены Росреестром до своих территориальных органов 29 декабря 2014 года, в связи с чем в течение 2014 года в территориальных органах Росреестра отсутствовало плановое задание по поступлению доходов в федеральный бюджет.
2. Установлены многочисленные нарушения, допущенные при проведении инвентаризации имущества центрального аппарата Росреестра по состоянию на 1 октября 2014 года.
В нарушение требований пунктов 2.8, 2.9, 2.10 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации), на части инвентаризационных описей (ведомостей), составленных в ходе проведения в 2014 году годовой инвентаризации активов и обязательств центрального аппарата Росреестра, отсутствовали подписи материально ответственных лиц, а также членов инвентаризационной комиссии, не в полном объеме заполнены сведения о фактическом наличии имущества.
В нарушение требований пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 9.3 Учетной политики по организации и ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденной приказом Росреестра от 8 мая 2013 г. N П/180, приказа Росреестра от 5 сентября 2014 г. N П/423 "О проведении инвентаризации в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестром не проведена инвентаризация помещений здания по адресу: г. Москва, ул. Кржижановского, д. 14, кор. 2 (1685,5 кв.м.) стоимостью 5 979,6 тыс. руб., а также бланков строгой отчетности, отраженных на забалансовых счетах центрального аппарата Росреестра на общую сумму 16,8 тыс. рублей.
3. В ходе инвентаризации имущества центрального аппарата Росреестра по состоянию на 1 октября 2014 года была выявлена недостача объектов нефинансовых активов на общую сумму 51930,6 тыс. рублей (инвентаризационные ведомости NN 19, 28, 41), при этом при проведении контрольного мероприятия установлено, что в отношении части указанного имущества (стоимостью 51 046,5 тыс. рублей) отсутствовали материально ответственные лица. Таким образом, Росреестром не были приняты достаточные меры по обеспечению сохранности федерального имущества.
При этом состоянию на апрель 2015 года (период проведения контрольного мероприятия) не было определено материально ответственное лицо в отношении объектов имущества на общую сумму 123 655,2 тыс. рублей, указанных в инвентаризационной ведомости N 19 (в качестве материально ответственного лица в указанной ведомости указана Ломовцева Е.Е., уволенная из Росреестра в 2012 году), в связи с чем риски дальнейшей утраты имущества сохраняются.
Росреестром не приняты меры по возмещению стоимости выявленной при проведении инвентаризации недостачи основных средств (мебели) в размере 884,1 тыс. рублей за счет материально ответственного лица (согласно инвентаризационной ведомости N 41 таким лицом является Праслова Н.И., уволенная из Росреестра приказом Росреестра от 31 марта 2015 г. N 204-к-п/с). При этом сведения о наличии на момент проведения инвентаризации указанного материально ответственного лица не были отражены в письме Росреестра от 3 марта 2015 г. N 20-исх/02721-ИВ/15, направленном в Следственный комитет Российской Федерации с целью проведения проверки по фактам выявленных недостач.
3. В нарушение требований статьи 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89 "Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд" не утвержден регламент проведения Росреестром ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд.
4. Росреестром не обеспечено надлежащее качество планирования показателей государственного задания подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждениям, на что указывают расхождения фактических показателей с плановыми (до 12,3%), несмотря на неоднократное внесение корректировок в государственное здание. При этом последняя редакция государственного задания на 2014 год подведомственным учреждениям Росреестра ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД", ФГБУ "ФКП Росреестра" утверждалась в декабре 2014 года, что не соответствует пункту 7 Регламента взаимодействия при подготовке, утверждении государственных заданий для федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, и контроле их выполнения, утвержденного распоряжением Росреестра от 9 июля 2014 г. N Р/82, предусматривающего возможность однократной корректировки государственного задания по итогам рассмотрения отчетов учреждений за первую половину текущего года.
5. Нормативные затраты на оказание (выполнение) единицы государственной услуги (работы) в рамках государственного задания подведомственным учреждениям определялись путем распределения суммы запланированных расходов на планируемый объем оказания (выполнения) государственных услуг (работ), тем самым, без формирования удельной расчетной стоимости предоставления в очередном финансовом году и плановом периоде единицы каждой государственной услуги (работы), что не соответствует пункту 3 Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденных совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 года N 137н/527 (далее - Методические рекомендации по расчету нормативных затрат).
6. ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД", подведомственным Росреестру, не в полном объеме обеспечена открытость и доступность документов, подлежащих опубликованию на сайте www.bus.gov.ru согласно пункту 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункту 6 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н.
7. В части реализации Росреестром государственных программ:
по подпрограмме N 3 "Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, при кассовом исполнении расходов, предусмотренных на реализацию подпрограммы, в размере 97,9%, наблюдается недостижение (невыполнение) плановых значений по 40% индикаторов (показателей), а также выполнение не в полном объеме мероприятий подпрограммы;
по федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 903, при кассовом исполнении расходов, предусмотренных на реализацию программы, в размере 94,9%, в 2014 году не было обеспечено выполнение более 15% мероприятий;
по федеральной целевой программе "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г, N 189, при кассовом исполнении расходов, предусмотренных на реализацию программы, в размере 51,6%, значение целевого индикатора программы ("Степень картографического обеспечения гражданских потребителей (процентов обновленных открытых цифровых навигационных карт) Q10" - 20%) достигнуто, но 50% мероприятий не были исполнены.
8. Росреестром не было использовано право взыскания с ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления", исполнителя по государственному контракту от 17 февраля 2014 г. N 0127-21-14, неустойки (пени), в связи с неполным выполнением работ по контракту в установленный срок.
9. Система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита Росреестра не соответствует пунктам 31, 38, 44, 55, 57 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, в частности, в Росреестре в 2014 году не утверждались (не составлялись):
порядок составления, утверждения и ведения плана внутреннего финансового аудита;
порядок составления и представления годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита;
годовой план внутреннего финансового аудита;
программы аудиторских проверок;
годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
10. В отношении значительного количества объектов недвижимого имущества (включая земельные участки), закрепленных за Росреестром и подведомственными организациями, не обеспечена государственная регистрация прав собственности Российской Федерации (1 871 объект), прав Росреестра и подведомственных организаций (459 объектов), а также отсутствуют сведения в реестре федерального имущества (1 377 объектов).
В частности, центральным аппаратом используются принадлежащие Российской Федерации (согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним) земельные участки по адресу: г. Москва, ул. Воронцово поле, вл. 4, стр. 1, 1а, вл. 4/1-3, стр. 6, (кадастровый номер 77:01:0001019:10); Московская обл., Клинский район (кадастровый номер 50:03:0030380:722) в отсутствие правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов. Причем необходимые меры в целях оформления указанных документов Росреестром в 2014 году не принимались.
11. В нарушение пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, центральным аппаратом Росреестра не обеспечено внесение в реестр федерального имущества данных о трех земельных участках (с кадастровыми номерами NN 77:01:0001038:11, 77:07:13007:154, 77:07:13007:155), а также о квартире по адресу Московская обл., г. Химки, ул. Железнодорожная, д. 2, N 250. Кроме того, в нарушение пункта 15 указанного положения не обеспечена актуализация данных реестра федерального имущества в отношении 4 объектов недвижимости (указан с ошибкой номер дома объектов по улице Воронцово поле и неверная площадь объекта по улице Чистопрудный бульвар).
12. В нарушение пункта 28 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, в территориальный орган Росимущества в 2014 - 2015 годах Росреестром не направлялись копии инвентаризационньж описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
13. Центральным аппаратом Росреестра не проводится системная работа по мониторингу и контролю за использованием недвижимого имущества территориальными органами Росреестра.
Анализ достаточности (избыточности) имеющихся у территориальных органов площадей не проводится, что способствует возникновению рисков необоснованных затрат федерального бюджета на аренду помещений.
14. Территориальными органами Росреестра в Тюменской области, Республике Тыва, Ленинградской области, Краснодарском крае, Архангельской области, Свердловской области, Московской области, Калужской области не исполняется требование пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, заключенных на срок не менее года.
15. В нарушение подпункта "м" пункта 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" Росреестром не в полном объеме обеспечена подготовка ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" документов, необходимых для принятия решений об условиях приватизации предприятия (не оформлены правоустанавливающие документы на 1 объект недвижимого имущества, а также на 2 земельных участка).
16. В нарушение требований пункта 1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункта 5 статьи 79 в редакции, действовавшей до 1 января 2014 года) предоставление бюджетных инвестиций ФГУП "ЦНИИГАиК" в 2012 году в сумме 4 091,4 тыс. рублей не повлекло увеличения уставного фонда предприятия в последующих периодах.
17. Несмотря на истечение 30 ноября 2013 года срока субаренды нежилого помещения по договору от 25 марта 2013 года N 1, заключенному Управлением Росреестра по Тульской области с ОАО "Россельхозбанк", управление продолжает пользоваться нежилыми помещениями, расположенными по адресу: п. Одоев, ул. К. Маркса, д. 39, не уплачивая арендной платы.
18. В нарушение требований части 4 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальньгх нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) государственный контракт на право аренды нежилого помещения от 24 октября 2014 г. N 343/10, заключенный между Росреестром и ОАО "59 арсенал" на основании пункта 32 части 1 статьи 93 указанного закона, не содержит расчета и обоснования цены контракта.
В нарушение пункта 10 части 2 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ в реестре контрактов не содержится информация о произведенной оплате в отношении ряда контрактов, заключенных ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД". Кроме того, установлены случаи несвоевременной передачи государственным учреждением в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информации о контрактах, что является нарушением части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии предлагается следующее:
1. В соответствии с пунктами 2.15, 2.16 Методических указаний по инвентаризации провести проверку правильности проведения инвентаризации в отношении имущества, перечисленного в инвентаризационных ведомостях, составленных с существенными нарушениями (NN 29, 30, 43, 54, 72, 77).
2. В целях обеспечения сохранности имущества Росреестра назначить материально ответственных лиц в отношении имущества, перечисленного в инвентаризационной ведомости N 19.
3. Установить должностных лиц Росреестра, ответственных в 2012-2013 годах за сохранность нефинансовых активов совокупной стоимостью 262 967,7 тыс. рублей, указанных в инвентаризационных ведомостях N 19 (после увольнения Ломовцевой Е.Е.), а также N 28 (в том числе за назначение материально ответственных лиц в отношении указанного имущества).
4. Обеспечить направление в Следственный комитет Российской Федерации (в дополнение к письму Росреестра от 3 марта 2015 г. N 20-исх/02721-ИВ/15) сведений о результатах исполнения пункта 3 настоящего представления, а также информации о факте наличия трудовых отношений между Росреестром и Прасловой Н.И. (материально ответственным лицом в отношении имущества, указанного в ведомости N 41) до 31 марта 2015 года.
5. Утвердить в установленном порядке регламент проведения Росреестром ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд.
6. Обеспечить соблюдение Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат, при формировании нормативных затрат на оказание (выполнение) единицы государственной услуги (работы) в рамках государственного задания подведомственным учреждениям.
7. Обеспечить соблюдение подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями требований Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н.
8. Рассмотреть вопрос о взыскании неустойки с исполнителя по государственному контракту от 17 февраля 2014 г. N 0127-21-14 в связи с неполным выполнением работ по указанному государственному контракту в установленные сроки.
9. Привести систему внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита Росреестра в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
10. В срок до 1 октября 2015 года обеспечить проведение мероприятий в целях оформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки по адресу: г. Москва, ул. Воронцово поле, вл. 4, стр. 1, 1а, вл. 4/1-3, стр. 6 (кадастровый номер 77:01:0001019:10); Московская обл., Клинский район (кадастровый номер 50:03:0030380:722) и отражения указанных участков на балансе Росреестра.
11. Организовать контроль за проведением территориальными органами, а также подведомственными Росреестру организациями необходимых мероприятий в целях регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним прав на используемые объекты федерального имущества, предусмотрев периодичность представления отчетности о ходе проведения мероприятий в центральный аппарат Росреестра.
12. Обеспечить проведение анализа информации об используемом территориальными органами имуществе на предмет достаточности (избыточности) имеющихся площадей, по итогам которого направить обращения в территориальные органы Росимущества в целях предоставления объектов федерального имущества в оперативное управление (что позволит оптимизировать расходы на аренду помещений).
13. Обеспечить соблюдение территориальными органами Росреестра требований о государственной регистрации договоров аренды, заключаемых на срок не менее года.
14. Обеспечить выполнение центральным аппаратом Росреестра, а также территориальными органами и подведомственными организациями Росреестра требований постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" в целях отражения в реестре федерального имущества полных и актуальных данных о федеральном имуществе, в том числе устранения нарушений, установленных в ходе проверки.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 мая 2015 г. N 22К (1033).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 дней со дня получения, за исключением пункта представления, по которому установлен отдельный срок.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 29 мая 2015 г. N ПР 14-85/14-02
Текст представления официально опубликован не был