Представление Счетной палаты РФ от 4 июня 2015 г. N ПР 14-112/14-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год" на объекте Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В нарушение пунктов 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 413 "Об утверждении форм документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета для представления в Счетную палату Российской Федерации" Росимущество в 2014 году не представляло в Счетную палату Российской Федерации "Сведения о доходах, полученных от сдачи в аренду федерального имущества" (форма по ОКУД 0508023).
"Сведения о выявленной задолженности по арендным платежам и мерах по ее востребованию" (форма по ОКУД 0508024) Росимущество представило с нарушением сроков, установленных Приложением к Порядку составления и представления финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета для представления в Счетную палату Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 19 марта 2009 г. N 26н.
2. Основной объем дебиторской задолженности Росимущества в сумме 3 521 855,0 тыс. рублей, или 82,5% от общего объема дебиторской задолженности, отражен по счету 1 205 21 "Расчеты с плательщиками доходов от собственности" по КБК 16711105021016000 - начисление доходов, получаемых от арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, по заключенным договорам аренды земельных участков. За 2014 год рост дебиторской задолженности по данному виду доходов допущен по 52 из 83 территориальных управлений. По сравнению с началом 2013 года, продолжается наращивание объемов дебиторской задолженности по 14 территориальным управлениям.
3. В нарушение части 1 статьи 219.1 Бюджетного кодекса и пункта 17 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н (далее - Порядок), первоначальная бюджетная роспись на 2014 год утверждена Росимуществом по состоянию на 1 января 2014 года в сумме 5 695 821,3 тыс. рублей, что не соответствует показателям, утвержденным сводной бюджетной росписью по главе 167 "Росимущество" в сумме 6 025 034,6 тыс. рублей на ту же дату.
В нарушение пунктов 17 и 19 Порядка, а также Порядка составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по главе 167 "Федеральное агентство по управлению государственным имуществом" как главного распорядителя средств федерального бюджета, доведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств до подведомственных получателей средств федерального бюджета, а также внесения изменений в сводную бюджетную роспись на текущий финансовый год и на плановый период, утвержденного приказом Росимущества от 18 мая 2012 г. N 111, лимиты бюджетных обязательств на 2014 финансовый год и на плановый период 2015 и 2016 годов Росимуществом не утверждались.
4. В нарушение пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" Порядок определения нормативных затрат на оказание Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный медицинский центр" Федерального агентства по управлению государственным имуществом государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества утвержден приказом Росимущества только 10 ноября 2014 года (приказ от 10 ноября 2014 года N 445). В 2014 году, как и в 2012-2013 годах, размер субсидии, предоставляемой ФГБУ "ФМЦ", в нарушение пункта 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года N 671, был рассчитан в отсутствие утвержденного порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением.
5. В нарушение пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пунктов 6, 7 приказа Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н "Об утверждении порядка представления информации государственным муниципальным учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта" ФГБУ "ФМЦ" не соблюдались требования законодательства в части обеспечения открытости и доступности документов путем предоставления через официальный сайт www.bus.gov.ru отчета о результатах деятельности и использования закрепленного за ним государственного имущества, а также положения о филиале-санатории им, Г.К. Орджоникидзе.
6. Предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в сумме 6 058,8 тыс. рублей произведено гражданскому служащему, который для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и в нарушение пункта 11 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, был принят на учет ранее 5 лет с даты совершения указанных действий.
7. Установлены факты ненадлежащего выполнения Росимуществом полномочий по осуществлению прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий (далее - ФГУП), отнесенных к ведению Росимущества, и ФГУП, не имеющих ведомственной принадлежности, в отношении которых Росимущество должно осуществлять права собственника в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1188 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации", в том числе нарушения Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли ФГУП, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 года N 228 (далее - Правила).
С нарушением сроков, установленных пунктом 2 Правил, утверждены программы деятельности по 3 ФГУП, подведомственным Росимуществу: ФГУП "АРЦ Мингосимущества России", ФГУП "ГПРВИ", ФГУП "Росразмещение", не утверждена программа деятельности на 2014 год ФГУП "СХП "Зеленогорское".
В нарушение пункта 6 Правил:
Росимуществом не принято решение о подлежащей перечислению в 2014 году в федеральный бюджет части прибыли по ФГУП фирма "Мелодия" и ФГУП "Совхоз "Знаменский". Вместе с тем указанными предприятиями в федеральный бюджет перечислена часть прибыли в размере, установленном программами деятельности, без ее уточнения по результатам работы за 2013 год, что составило соответственно 23,9% и 9,3%. Минимальный размер недопоступления средств федерального бюджета составил 226,3 тыс. рублей (из расчета 25% от прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий);
Росимуществом в отношении ФГУП "Экран" принято решение от 30 апреля 2014 г. N ИБ-06/18828 по определению подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли в размере менее 25% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Расчет произведен Росимуществом от объема остатка средств на счетах предприятия, а не от объема части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей. В результате ненадлежащего исполнения Росимуществом полномочий собственника в федеральный бюджет не поступила часть прибыли ФГУП "Экран" в сумме 3 805,5 тыс. рублей;
ТУ Росимущества в Чеченской Республике утверждена часть чистой прибыли ФГУП "Исполнительная дирекция" с нарушением установленного срока (позже на 1 месяц).
Росимущество не располагает актуальной сводной информацией о количестве и статусе ФГУП, не имеющих ведомственной принадлежности в разрезе субъектов Российской Федерации, о количестве принятых территориальными управлениями решений в части утверждения программ деятельности ФГУП, а также решений по утверждению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2014 году, результатах деятельности этих предприятий за 2013 год, и перечислении ими в федеральный бюджет части прибыли в 2014 году.
8. Выявлены нарушения при осуществлении Росимуществом государственных закупок:
центральным аппаратом Росимущества не соблюдались требования части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части обязанности заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, (закупки центрального аппарата Росимущества у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2014 году составили 8% совокупного годового объема закупок);
в нарушение пунктов 2 и 5 особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н:
отдельные территориальные управления Росимущества не размещали планы-графики на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, либо размещали их с нарушением установленных сроков;
отдельные планы-графики, размещенные Центральным аппаратом Росимущества, не содержали итоговой информации о совокупных годовых объемах закупок.
9. Росимуществом по состоянию на дату завершения контрольного мероприятия не приняты к бюджетному учету финансовые вложения в акции, осуществленные в 2014 году Минсельхозом России на сумму 5 000 000,0 тыс. рублей, Минфином России на сумму 25 000 000,0 тыс. рублей, а также Роскосмосом на сумму 3 330 969,9 тыс. рублей.
Расхождения между данными учета акций в реестре федерального имущества и данными бюджетного учета свидетельствуют об отсутствии внутриведомственного взаимодействия в Росимуществе, а также межведомственного взаимодействия с иными главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющими финансовые вложения в соответствии с доведенными до них бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
10. В связи с низкими темпами реализации прогнозных планов приватизации в 2011-2014 годах и с учетом негативного влияния введенных в отношении Российской Федерации секторальных и финансовых санкций на текущую конъюнктуру рынка существует риск невыполнения предусмотренного абзацем 2 подпункта "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" поручения о завершении до 2016 года выхода государства из капитала компаний "несырьевого сектора", не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Федеральному агентству по управлению государственным имуществом предлагается следующее:
1. Организовать работу, направленную на сокращение имеющихся объемов дебиторской задолженности по доходам и своевременному востребованию существующей задолженности.
2. Привести Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по главе 167 "Федеральное агентство по управлению государственным имуществом" как главного распорядителя средств федерального бюджета, доведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств до подведомственных получателей средств федерального бюджета, а также внесения изменений в сводную бюджетную роспись на текущий финансовый год и на плановый период, утвержденный приказом Росимущества от 18 мая 2012 г. N 111, в соответствие Порядку составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденному приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н, в части формы ведения бюджетной росписи и включения в нее данных о нераспределенном остатке расходов федерального бюджета с причинами возникновения.
3. Принять меры по обеспечению в полном объеме бюджетного учета акций акционерных обществ, права акционера которых осуществляет Росимущество, в том числе во взаимодействии с главными распорядителями средств федерального бюджета, осуществляющими предоставление бюджетных инвестиций, а также рассмотреть вопрос целесообразности разработки акта, регламентирующего взаимодействие структурных подразделений, осуществляющих управленческий и бюджетный учет акций.
4. Принять меры по устранению выявленного нарушения Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63.
5. Организовать работу, направленную на устранение фактов ненадлежащего выполнения Росимуществом полномочий собственника в отношении имущества ФГУП в части:
принятия решений о подлежащей перечислению в 2014 году в федеральный бюджет части прибыли в 2014 году по ФГУП фирма "Мелодия" и ФГУП "Совхоз "Знаменский" по итогам работы за 2013 год;
принятия решений о корректировке подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли ФГУП "Экран" по итогам деятельности за 2013 год, в размере не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
обеспечения перечисления ФГУП фирма "Мелодия", ФГУП "Совхоз "Знаменский" и ФГУП "Экран" части чистой прибыли ФГУП по итогам деятельности за 2013 год в размере не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
принятия мер по осуществлению Росимуществом в полном объеме полномочий собственника имущества в отношении ФГУП, не имеющих (утративших) ведомственной принадлежности.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 мая 2015 г. N 25К (1036).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 дней со дня получения.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 4 июня 2015 г. N ПР 14-112/14-02
Текст представления официально опубликован не был