Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По состоянию на 20 августа 2015 г.
Приложение N 4
к докладу о результатах
мониторинга правоприменения
в Российской Федерации за 2014 год
Перечень
постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми внесены изменения в законодательство Российской Федерации
|
Постановление Европейского Суда по правам человека |
Информация о принятом нормативном правовом акте |
1. |
Постановление от 27 марта 2008 г. по делу "Штукатуров против Российской Федерации" (Shtukaturov v. Russia), жалоба N 44009/05. Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд) установил нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) в связи с несправедливостью судебного разбирательства о лишении заявителя дееспособности, признанием заявителя полностью недееспособным, несоблюдением прав заявителя при принудительном помещении его в психиатрическое учреждение, невозможностью добиться судебного пересмотра законности и обоснованности содержания в медицинском учреждении, отказами со стороны администрации медицинского учреждения во встречах с адвокатом |
в рамках выполнения правовых позиций Европейского Суда и Конституционного Суда Российской Федерации принят Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Изменения, направленные на наиболее полную защиту прав и интересов граждан, страдающих психическими расстройствами, вступили в силу со 2 марта 2015 г. |
2. |
Пилотное постановление от 15 января 2009 г. по делу "Бурдов против Российской Федерации (N 2)" (Burdov v. Russia (N 2), жалоба N 33509/04, а также 255 постановлений Европейского Суда, входящих в группу дел "Тимофеев" (Timofeyev). Европейский Суд установил нарушение российскими властями пункта 1 статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции в связи с чрезмерно длительным исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и отсутствие у заявителей эффективных средств правовой защиты от соответствующих нарушений |
в рамках выполнения правовых позиций Европейского Суда приняты федеральные законы от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", которыми создано внутригосударственное средство правовой защиты от нарушений права, связанных с несоблюдением разумных сроков исполнения судебного акта, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Принято совместное постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 30/64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", в котором разъяснен порядок применения указанных федеральных законов. Данное средство правовой защиты Европейским Судом признано эффективным по смыслу Конвенции |
3. |
Постановление от 10 июня 2010 г. по делу "Захаркин против Российской Федерации" (Zakharkin v. Russia), жалоба N 1555/04. Европейский Суд установил нарушение российскими властями статьи 34 Конвенции в связи с несоблюдением права заявителя на подачу жалобы в Европейский Суд ввиду ограничения контактов заявителя, содержащегося в следственном изоляторе, с его представителем в Европейском Суде, не являющимся профессиональным адвокатом. Европейский Суд также отметил, что законодательство Российской Федерации не предусматривает никаких специальных правил для посещения лиц, содержащихся под стражей, их представителями в Европейском Суде, поэтому на такие ситуации должны распространяться правила посещения, предусмотренные для адвокатов. Европейский Суд счел, что ограничение контактов заявителя с его представителем в Европейском Суде явилось не соответствующим указанной Конвенции вмешательством в использование права на подачу индивидуальной жалобы в Европейский Суд |
в рамках выполнения правовых позиций Европейского Суда принят Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 193-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" |
4. |
Постановление от 28 октября 2010 г. по делу "Борис Попов против Российской Федерации" (Boris Popov v. Russia), жалоба N 23284/04. Европейский Суд указал, что законодательство Российской Федерации, регламентирующее переписку заключенных с их адвокатами и представителями в Европейском Суде, не содержит норм, которые предусматривали бы законные меры защиты от произвольного вмешательства в право на уважение корреспонденции, и не отвечает требованиям Конвенции о "качестве закона" |
в рамках выполнения правовых позиций Европейского Суда принят Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" |
5. |
Постановление от 10 мая 2012 г. по делу "Путинцева против Российской Федерации" (Putintseva v. Russia), жалоба N 33498/04. Европейским Судом установлено нарушение статьи 2 Конвенции в связи с невыполнением российскими властями предусмотренных Конвенцией позитивных обязательств по обеспечению права сына заявительницы на жизнь (в результате применения по нему огнестрельного оружия в войсковой части при попытке бегства в период нахождения под стражей на гауптвахте). Европейский Суд обратил внимание, что государство обязано создавать надлежащие механизмы, в том числе законодательные, которые будут обеспечивать существование системы адекватных и эффективных мер в целях защиты от произвола и злоупотребления силой, а также предотвращения несчастных случаев |
с учетом правовых позиций Европейского Суда издан Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", в соответствии с которым из Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, исключены нормы, позволявшие применять оружие по военнослужащим, содержащимся на гауптвахте, для пресечения их побега без адекватных и эффективных мер защиты от произвола при применении силы. Одновременно в этих же целях в Уставе военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации закреплены новые нормы, регулирующие рассматриваемые правоотношения. Названные изменения законодательства в целом корреспондируют выводам Европейского Суда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.