Федеральная налоговая служба рассмотрела обращения по вопросам применения налога на добавленную стоимость (далее-НДС) в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах, вступившими в силу с 1 января 2015 года, и сообщает следующее.
Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вступившему в силу с 01.01.2015 года налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 174 Кодекса в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.
В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.
В целях реализации вышеуказанных положений Кодекса приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ утверждена форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядок ее заполнения, а также формат представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, которая включает сведения из книг покупок и книг продаж, а также журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении посреднической деятельности.
Согласно пункту 8.1 статьи 88 Кодекса при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.
При этом, для сбора максимально полной доказательственной базы, направленной на установление наличия или отсутствия фактов получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, налоговые органы проводят мероприятия налогового контроля в соответствии со статьями 86, 90, 92, 93.1, 95, 96, 97 Кодекса в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки по результатам которых могут быть выявлены обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия обоснованного решения по результатам камеральной налоговой проверки.
Одновременно ФНС России отмечает, что сведения, содержащиеся в обращениях, используются налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля.
Государственный советник |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно изменениям в НК РФ, вступившим в силу с 01.01.2015, декларация по НДС представляется в налоговые органы в электронной форме по ТКС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
ФНС России были утверждены форма декларации по НДС, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме, которая включает сведения из книг покупок и книг продаж, а также журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении посреднической деятельности.
При выявлении противоречий в самой декларации или несоответствий между сведениями, представленными налогоплательщиком и другим лицом, если они свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.
Для сбора максимально полной доказательственной базы, направленной на установление наличия или отсутствия фактов получения необоснованной налоговой выгоды, налоговые органы проводят мероприятия налогового контроля в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки.
Письмо Федеральной налоговой службы от 16 октября 2015 г. N СД-4-3/18072 "О налоге на добавленную стоимость"
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 12-18 января 2016 г. N 1-2
Решением Верховного Суда РФ от 10 июня 2019 г. N АКПИ19-296 абзац седьмой настоящего письма признан не действущим со дня принятия в той мере, в какой данный абзац в системе действующего правового регулирования допускает проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения