Постановление Верховного Суда РФ от 15 декабря 2015 г. N 302-АД15-13905
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "УльканЛесПром" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.04.2015 по делу N А19-20109/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по тому же делу, установил:
общество с ограниченной ответственностью "УльканЛесПром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.11.2014 N 25-14/605 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21.04.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью "УльканЛесПром" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
По результатам рассмотрения жалобы и приложенных к ней материалов оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
Как установлено судами, 01.04.2013 общество "УльканЛесПром" (поставщик) заключило внешнеэкономический контракт N 002 с нерезидентом
- частным предпринимателем Щамсутдиновым Азизом Анваровичем (покупатель, Узбекистан) на поставку пиломатериала обрезного хвойных пород. На основании данного контракта обществом в ФКБ "ОГНИ МОСКВЫ" "Огни Иркутска" оформлен паспорт сделки от 02.04.2013 N 13040001/2328/0006/1/1.
Согласно редакции Устава ООО "УльканЛесПром", утвержденной решением единственного участника общества от 23.12.2013 N 2, место нахождения юридического лица изменено на: 664081, г. Иркутск, ул. Красноказачья, дом 119, офис 604. В Единый государственный реестр юридических лиц 31.12.2013 внесена запись N 2133850548929 о государственной регистрации указанных изменений, вносимых в учредительные документы общества.
На основании представленного обществом 24.02.2014 заявления уполномоченным банком 27.02.2014 переоформлен паспорт сделки от 02.04.2013 N 13040001/2328/0006/1/1.
По факту нарушения резидентом установленного пунктом 8.4 Инструкции Банка России N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция Банка России N 138-И) срока представления в банк паспорта сделки документов и информации, которые являются основанием внесения изменений в паспорт сделки N 13040001/2328/0006/1/1, уполномоченным должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол от 21.10.2014 N 25-14/605 об административном правонарушении, которым действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения данного протокола и других материалов дела об административном правонарушении постановлением заместителя руководителя управления от 06.11.2014 N 25-14/605 общество "УльканЛесПром" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании и валютном контроле) Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (часть 1). Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами (часть 2). Из положений части 3 статьи 20 Закона следует, что при осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются, в том числе, сведения о резиденте и его иностранном контрагенте (пункт 2).
Порядок оформления паспортов сделок и сведения, подлежащие указанию в нем, определены в Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
На основании пункта 8.4 Инструкции Банка России N 138-И при изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном ПС, заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Закона о валютном регулировании и валютном контроле, Инструкцией Банка России N 138-И, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды пришли к выводу о несоблюдении обществом требований пункта 8.4 Инструкции N 138-И и нарушении резидентом срока представления в уполномоченный банк заявления о переоформлении паспорта сделки, а также документов и информации, которые необходимы для его переоформления.
С учетом этого судами сделаны выводы о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, вины общества в его совершении; отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным; соблюдении административным органом порядка и срока давности привлечения к административной ответственности. Штраф назначен в минимальном размере санкции части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.04.2015 по делу N А19-20109/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "УльканЛесПром" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 15 декабря 2015 г. N 302-АД15-13905 по делу N А19-20109/2014
Текст постановления официально опубликован не был