Постановление Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 309-АД15-16111
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2015 по делу N А60-19942/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по тому же делу, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (далее - общество "Элемент-Трейд") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - административный орган) от 24.04.2015 N 280 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм права.
По результатам рассмотрения жалобы и приложенных к ней материалов оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
Как установлено судами, в период с 23.03.2015 по 17.04.2015 на основании распоряжения от 16.03.2015 N 38 РЭК Свердловской области проведена внеплановая выездная проверка установленного порядка ценообразования, порядка формирования и применения регулируемых цен (тарифов) и факторов на них влияющих, хозяйственной деятельности в сфере регулируемого ценообразования, а также стандартов раскрытия информации в отношении общества "Элемент-Трейд". В ходе проверки установлено, что общество осуществляет реализацию продуктов детского питания на территории Свердловской области в магазинах торговой сети "Монетка", в том числе по адресу: г. Екатеринбург, ул. Старых Большевиков, 36.
Административным органом у общества запрошены (16.03.2015, 27.03.2015) необходимые для проверки документы, которые в полном объеме не представлены.
Письмом от 01.04.2015 N 06-10/7802 повторно запрошены документы и сведения, необходимые для целей проверки. В пределах установленного срока 02.04.2015 и 03.04.2015 обществом представлены запрошенные документы частично, которые не содержали запрошенной информации о порядке формирования розничных цен на продукты детского питания (соки, нектары, пюре, сухие молочные смеси и др.), в частности, следующие документы: реестры свободных розничных цен, протоколы согласования цен на поставку продуктов детского питания, цены изготовителей (импортеров) продуктов детского питания, справка, подтверждающая остаток продуктов детского питания на дату проверки.
В отношении магазина, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Старых большевиков, 36, не представлены: документы, подтверждающие поступление и реализацию продуктов детскою питания в данный магазин; приходные накладные, счета, счета-фактуры на поставку продуктов детского питания, цены изготовителей (импортеров) продуктов детскою питания; документы, подтверждающие факт оплаты реализованных продуктов детского питания; карточки движения товара за период с 01.05.2014 по 24.03.2015 по данному магазину.
В связи с непредставлением информации, необходимой для проверки, РЭК Свердловской области был составлен протокол об административном правонарушении от 10.04.2015, на основании которого 24.04.2015 вынесено постановление N 280 о привлечении общества "Элемент-Трейд" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.1999 N 928-ПП "О регулировании размеров торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)" (действующим в период спорных правоотношений) утверждены и введены в действие предельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), в силу пункта 9 которых размеры торговой надбавки в обязательном порядке указываются в сопроводительных документах на поставку товара (протоколах согласования, товарно-платежных документах).
Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.1996 N 1057-п "О государственном регулировании цен и тарифов на территории Свердловской области" (далее - Положение N 1057-п), установлены порядок оформления и формы документов.
Так, оптовые (отпускные) цены (тарифы) фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями (владельцами) субъектов ценообразования (поставщика и потребителя) (пункт 5.1 Положения N 1057-п).
Оптовые (отпускные) цены на продукцию (товары, услуги) указываются поставщиками в товарно-платежных документах (товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, платежных требованиях и др.). При поставке продукции (товаров) через посредников в товарно-платежных документах (счетах-фактурах, спецификациях и т.п.) указывается оптовая (отпускная) цена изготовителя (импортера), размер торговой надбавки (в случае их регулирования) и оптовая (отпускная) цена, предъявляемая посредником к оплате (пункт 5.2 Положения N 1057-п).
Розничные цены фиксируются продавцами в реестре розничных цен, которые представляются ими по требованию покупателей, а также органов, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением государственной дисциплины цен (пункт 5.3 Положения N 1057-п).
Таким образом, положениями действующего законодательства в сфере регулируемого ценообразования на организации, осуществляющие деятельность в сфере регулируемого ценообразования, возложена обязанность оформлять и представлять по требованию уполномоченного органа документы, подтверждающие отпускную цену изготовителя (импортера) и цену закупа, а именно: протоколы согласования цен, реестры свободных розничных цен и т.д. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что материалами дела подтвержден и обществом не опровергнут факт непредставления в РЭК Свердловской области в установленные сроки запрошенных административным органом документов, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.1999 N 928-ПП "О регулировании размеров торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)", постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.1996 N 1057-п "О государственном регулировании цен и тарифов на территории Свердловской области", Положением о РЭК Свердловской области, утвержденным указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 N 1067-УГ, суды пришли к выводам о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, доказанности вины общества в совершении данного административного правонарушения, соблюдении уполномоченным административным органом порядка и срока привлечения к административной ответственности, отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в порядке статьи 2.9 КоАП РФ, назначении наказания в минимальном размере санкции указанной статьи, отсутствии существенных нарушений административным органом процедуры рассмотрения административного дела и привлечения к ответственности.
Суды пришли к выводу о том, что решение Чкаловского районного суда от 30.04.2015 по делу N 12-168/2015 не имеет преюдициального значения для настоящего дела в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ссылка общества на повторность привлечения к административной ответственности отклонена судами в связи с необоснованностью. Поскольку в отношении общества проводилась выездная проверка, срок представления документов при проведении которой действующим законодательством не установлен, то запрашиваемая информация подлежала представлению в срок, установленный контролирующим органом.
Признание постановления Правительства Свердловской области от 10.08.1999 N 928-ПП утратившим силу с 01.09.2015 постановлением Правительства Свердловской области от 26.08.2015 N 782-ПП не является основанием для применения положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, поскольку в соответствии с постановлением РЭК Свердловской области от 26.08.2015 N 104-ПК "Об утверждении предельных размеров торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)" у общества сохраняется обязанность по применению предельных размеров торговых надбавок к отпускным ценам на продукты детского питания и отражению составляющих, формирующих указанные надбавки, в соответствующих документах.
Доводы, изложенные в жалобе, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2015 по делу N А60-19942/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 309-АД15-16111 по делу N А60-19942/2015
Текст постановления официально опубликован не был