Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2015 г. N 67-АПГ15-57
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Николаевой О.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Зырянова A.С. об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 38 Агеенко В.А. по апелляционной жалобе Зырянова А.С. на решение Новосибирского областного суда от 7 сентября 2015 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Зырянова А.С. - Никитенко А.В., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 9 июня 2015 г. N 119 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области на 13 сентября 2015 г.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 38 (далее - ОИК N 38) по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва от 24 июля 2015 г. Агеенко В.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 38.
Зырянов А.С., являясь зарегистрированным кандидатом по этому же одномандатному округу, обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Агеенко В.А., считая, что тот допустил в ходе предвыборной кампании нарушения действующего избирательного законодательства.
По мнению заявителя, Агеенко В.А. неоднократно использовал преимущества своего должностного и служебного положения, поскольку в печатном агитационном материале "ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО НАКАЗАМ" указан контактный адрес кандидата в депутаты - номер комнаты общественной приёмной, предоставленной Агеенко В.А. для осуществления депутатской деятельности, а также номер служебного телефона Агеенко В.А. как депутата Законодательного Собрания Новосибирской области.
В обоснование требований заявитель также сослался на то обстоятельство, что помощник депутата Новичкова И.А., являясь уполномоченным по финансовым вопросам кандидата Агеенко В.А., осуществляла сбор наказов избирателей и представляла его интересы в суде, то есть имело место привлечение находящегося в служебной зависимости лица к осуществлению деятельности, способствующей избранию кандидата.
Как незаконное использование кандидатом Агеенко В.А. преимуществ своего должностного (служебного) положения в заявлении указан факт его выступления на праздничном мероприятии 28 августа 2015 г., организованном ТОС "Весна", которое сопровождалось распространением печатного агитационного материала "ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО НАКАЗАМ".
Заявитель также считает, что кандидат Агеенко В.А. нарушил законодательство об интеллектуальной собственности, опубликовав на четвёртой полосе печатного агитационного материала "ЗА НАРОДНУЮ ВЛАСТЬ" две карикатуры без указания авторства.
Заявитель полагает, что приведённые обстоятельства являются основанием для отмены регистрации кандидата Агеенко В.А. в соответствии с подпунктами "в" и "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - за неоднократное использования преимуществ своего должностного или служебного положения, а также несоблюдение ограничений, предусмотренных пунктами 1 или 1.1 статьи 56 названного федерального закона.
Решением Новосибирского областного суда от 7 сентября 2015 г. заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Зырянов А.С. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание Зырянов А.С., Агеенко В.А., Новичкова И.А., представитель ОИК N 38 не явились.
На основании части 3 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам считает необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области по одномандатному избирательному округу N 38 Агеенко В.А.
Подпунктом "в" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) установлено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "в" и "ж" пункта 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов и (или) избранию кандидатов, использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов и (или) избранию кандидатов, использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, агитационное выступление в период избирательной кампании, при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности.
Аналогичные нормы содержатся в статье 47 Закона Новосибирской области от 15 февраля 2007 г. N 87-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области".
Как следует из содержания пункта 1 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ, запрет использовать при проведении избирательной кампании преимущества своего должностного или служебного положения, распространяется на кандидатов, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, находящихся на государственной или муниципальной службе либо являющихся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидатов, являющихся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Новосибирской области от 11 мая 2000 г. N 95-ОЗ "О правовом статусе лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области" к государственным должностям Новосибирской области относятся должности депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе (первый заместитель, заместитель Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области, председатель комитета, председатель комиссии, заместитель председателя комитета, заместитель председателя комиссии Законодательного Собрания Новосибирской области, член комитета, член комиссии Законодательного Собрания Новосибирской области).
Суд первой инстанции, установив, что Агеенко В.А., занимающий должность председателя ЖСК "Фиалка", является депутатом Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва, членом комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения не на постоянной основе, что Новичкова И.А. не состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях с ЖСК "Фиалка", то есть не находится у него в подчинении или иной служебной зависимости, сделал правильное заключение об отсутствии в действиях Агеенко В.А. такого нарушения избирательного законодательства как неоднократное использование своего служебного положения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал необоснованным требование Зырянова А.С. об отмене регистрации кандидата в депутаты Агеенко В.А. по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Является правильным суждение суда об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата Агеенко В.А. на основании подпункта "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ ввиду отсутствия с его стороны нарушений законодательства об интеллектуальной собственности.
Мотивы, по которым суд пришёл к такому выводу, подробно изложены в судебном акте. Судебная коллегия находит их убедительными в силу соответствия нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции заявителя в суде первой инстанции, они были предметом судебной проверки, им дана надлежащая правовая оценка, аргументировано изложенная в обжалуемом решении, не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам оснований не имеется.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Новосибирского областного суда от 7 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Зырянова А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2015 г. N 67-АПГ15-57
Текст определения официально опубликован не был