Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 15 декабря 2015 г. N 208-КГ15-14
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Дербилов О.А., Сокерина С.Г.
при секретаре Носенко Н.А. в открытом судебном заседании
рассмотрела административное дело по кассационным жалобам представителей начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") Гордолиновой Е.В. и руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю") Лебедева С.Г. на решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 26 мая 2015 г. по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части ... майора запаса Гриценко И.Ю. об оспаривании действий руководителя ФГКУ "Востокрегионжилье", связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
Гриценко И.Ю. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение руководителя ФГКУ "Востокрегионжилье" от 18 ноября 2014 г. N 1005 о предоставлении ему жилищной субсидии с применением при ее расчете поправочного коэффициента 2,25, возложить на должностное лицо обязанность по применению при расчете жилищной субсидии поправочного коэффициента 2,375 и взыскать с ФГКУ "Востокрегионжилье" понесенные им судебные расходы в размере ... рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне должностного лица, чьи действия оспариваются, привлечен руководитель ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю".
Решением Благовещенского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 26 мая 2015 г., заявление удовлетворено. На руководителя ФГКУ "Востокрегионжилье" возложена обязанность произвести заявителю перерасчет жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2,375, а на руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" произвести выплату жилищной субсидии с учетом перерасчета. Судом с ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" в пользу заявителя взысканы судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере ... рублей, а в остальной части требований отказано.
Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 21 сентября 2015 г. в передаче кассационных жалоб представителей ФГКУ "Востокрегионжилье" и ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационных жалобах представители руководителей ФГКУ "Востокрегионжилье" и ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю", утверждая об отнесении заявителя в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,25, что не было учтено судами, просят судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.
Гриценко И.Ю. в возражениях на кассационные жалобы представителей должностных лиц, не соглашаясь с их доводами, считает правильными выводы судов и просит оставить без изменения принятые по делу судебные постановления.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2015 г. кассационные жалобы с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобы подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что Гриценко И.Ю. ввиду увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями обратился к руководителю ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением об обеспечении его жилищной субсидией.
Решением начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 18 ноября 2014 г. N 1005 размер жилищной субсидии Гриценко И.Ю. был рассчитан с применением поправочного коэффициента 2,25 исходя из его общей продолжительности военной службы 18 лет 21 день. Денежные средства на лицевой счет заявителя зачислены 24 ноября 2014 г.
Приказом командира от 5 декабря 2014 г. заявитель исключен с 21 января 2015 г. из списков личного состава воинской части в связи с увольнением в запас.
Полагая, что при расчете субсидии ему должен быть установлен повышенный поправочный коэффициент - 2,375, Гриценко И.Ю. оспорил решение в гарнизонный военный суд.
Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд в обоснование указал, что исходя из системного толкования законодательства военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы более 10 лет и увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выделены в отдельную категорию лиц, которые вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применен к ним в случае, если бы общая продолжительность военной службы составила на момент увольнения 20 лет, то есть 2,375. Суд апелляционной инстанции с этим согласился.
Такой вывод суда основан на неправильном толковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закона "О статусе военнослужащих"), согласно пп. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пп. 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Гриценко И.Ю. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Гриценко И.Ю.
Руководствуясь ст. 327-328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 26 мая 2015 г., принятые по заявлению Гриценко И.Ю., отменить и принять по делу новое решение, которым Гриценко И.Ю. в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи |
О.А. Дербилов |
|
С.Г. Сокерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 15 декабря 2015 г. N 208-КГ15-14
Текст определения официально опубликован не был