Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. N 47-АПГ15-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлениям Карпова Ю.П., Коновалова С.С. о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Правительства Оренбургской области от 24 июля 2015 г. N 490-п "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению" по апелляционным жалобам Правительства Оренбургской области, Карпова Ю.П. на решение Оренбургского областного суда от 14 августа 2015 г., которым заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации, объяснения представителя Правительства Оренбургской области Евдокимовой Т.Н., объяснения Карпова Ю.П., поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения Коновалова С.С., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Оренбургской области от 24 июня 2015 г. N 490-п (далее - Постановление N 490-п) установлены розничные цены на природный газ, реализуемый населению, на период с 1 июля 2015 г. по 30 июня 2016 г. согласно приложению к названному постановлению (далее - Приложение). Пунктом 1 Приложения установлены розничные цены по пяти направлениям использования газа для населения без приборов учета расхода газа (счетчиков). Пунктом 2 Приложения установлена единая розничная цена газа для населения при наличии приборов учета расходов газа (счетчиков).
Заявления Карпова Ю.П. и Коновалова С.С. о признании недействующим Постановления N 490-п, определением Оренбургского областного суда от 7 августа 2015 г. объединены в одно производство.
В обоснование оспаривания нормативного акта заявители указали на противоречие его статьям 426, 541 и 543 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". Кроме того, по мнению заявителей, действующим законодательством не предусмотрена возможность дифференциации розничных цен на газ в зависимости от наличия либо отсутствия у потребителей приборов учета расхода газа (счетчиков).
Решением Оренбургского областного суда от 14 августа 2015 г. заявления Карпова Ю.П. и Коновалова С.С. удовлетворены. Постановление N 490-п признано незаконным и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Правительство Оренбургской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение. Податель апелляционной жалобы полагает, что различные цены на использование природного газа установлены в соответствии с действующим законодательством и дифференциация цен на газ направлена на недопущение роста розничных цен и достижение баланса экономических интересов покупателей и поставщиков природного газа.
В апелляционной жалобе Карпов Ю.П. просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального права, и принять новое решение о признании Постановления N 490-п недействующим с момента его принятия.
Прокуратурой Оренбургской области поданы возражения относительно апелляционных жалоб Карпова Ю.П. и Правительства Оренбургской области. Коноваловым С.С. поданы возражения относительно апелляционной жалобы Правительства Оренбургской области.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" утверждены основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее - Основные положения). Согласно подпункту "е" пункта 4 и пункту 8 Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Постановление N 490-п принято уполномоченным органом, в предусмотренной форме и опубликовано в установленном законом порядке.
Вместе с тем, признавая оспариваемый нормативный правовой акт недействующим, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 5 методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденными в соответствии с пунктом 10 Основных положений приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. N 252-э/2 (далее - Методические указания), предусмотрено, что розничные цены устанавливаются дифференцированно по пяти направлениям (наборам направлений) использования газа. К таким направлениям относятся следующие:
- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа);
- на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах);
- на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
В разделе III Методических указаний установлены формулы расчета розничных цен на газ, реализуемый населению, в том числе предусматривающие их дифференциацию по различным направлениям (наборам направлений) использования газа.
Однако Методические указания не предусматривают такого основания для дифференциации розничных цен на газ как наличие либо отсутствие приборов учета расхода газа (счетчиков). Особенности определения платы за газ в зависимости от наличия либо отсутствия приборов учета относятся только к определению норм (объема) потребления газа.
При таких обстоятельствах оспариваемые положения Постановления N 490-п не соответствуют требованиям законодательства по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, в связи с чем оснований для отмены решения суда не усматривается.
Требования апелляционной жалобы Карпова Ю.П. о признании Постановления N 490-п недействующим со дня его принятия подлежат отклонению. Суд первой инстанции, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда и на его основании реализованы права граждан и организаций пришел к обоснованному выводу, что он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная жалоба Правительства Оренбургской области не содержит доводов, которые могут повлечь отмену решения суда первой инстанции. Пункт 13 Методических указаний, на который содержится ссылка в апелляционной жалобе, не предусматривает такого основания для дифференциации розничных цен на газ как наличие либо отсутствие приборов учета расхода газа (счетчиков) и регламентируют приведение в соответствие с Методическими указаниями установленных на момент вступления в силу таких указаний розничных цен на газ, структура и (или) уровень которых не соответствует положениям названных указаний.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 14 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Карпова Ю.П. и Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. N 47-АПГ15-27
Текст определения официально опубликован не был