Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. N 51-АПГ15-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергия-Транзит" о признании недействующим решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2014 г. N 678 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций на территории Алтайского края на 2015 - 2019 годы" в части установления для общества в пункте 13 приложения N 1 базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год в размере 28,402 млн. руб. и в части пункта 13 приложения N 2, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Энергия-Транзит" на решение Алтайского краевого суда от 30 июля 2015 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Энергия-Транзит" Есиной Н.В., представителя Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Колеговой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Энергия-Транзит" (далее - ООО "Энергия-Транзит", общество) обратилось в Алтайский краевой суд с заявлением о признании недействующим решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление) от 27 декабря 2014 г. N 678 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций на территории Алтайского края на 2015 - 2019 годы" в части установления для общества в пункте 13 приложения N 1 базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год в размере 28,402 млн. руб. и в части пункта 13 приложения N 2.
Решением Алтайского краевого суда от 30 июля 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Энергия-Транзит" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Энергия-Транзит" обратилось в Управление с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования на 2015 - 2019 годы, представив письмом от 29 апреля 2014 г. N АР/01-254 обосновывающие материалы.
Обществом заявлена необходимая валовая выручка на содержание электрических сетей (без учета оплаты технологических потерь) на 2015 год в размере 163 495,07 тыс. руб., на 2016 год - 176 691,79 тыс. руб., на 2017 год - 186 593,47 тыс. руб., на 2018 год - 197 282,42 тыс. руб., на 2019 год - 208 821,22 тыс. руб.
Управление открыло дело N 0115/01/2014 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования на 2015 - 2019 годы.
По результатам рассмотрения представленных регулируемой организацией материалов Управление утвердило уровень необходимой валовой выручки на 2015 - 2019 годы в следующих размерах: на 2015 год - 118 974,31 тыс. руб., на 2016 год - 77 783,71 тыс. руб., на 2017 год - 78 230,55 тыс. руб., на 2018 год - 78 684,42 тыс. руб., на 2019 год - 79 145,47 тыс. руб., а также долгосрочные параметры регулирования на второй долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годы.
При этом экспертами Управления из расчета необходимой валовой выручки на 2015 год на содержание электрических сетей исключены экономически необоснованные расходы, в том числе 42 069,50 тыс. руб. - на работы и услуги производственного характера в связи с корректировкой затрат на ремонты и расходов на вспомогательные материалы.
По мнению заявителя, орган регулирования необоснованно снизил планируемые обществом расходы на работы и услуги производственного характера, необходимость расходов на ремонт основных средств подтверждена документально.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что нормативный правовой акт Управления в оспариваемой части соответствует нормам действующего законодательства.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования - на срок не менее чем три года), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями (пункт 5 Методических указаний).
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются. К таким долгосрочным параметрам регулирования относится в том числе базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами.
Согласно пункту 12 Методических указаний при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитывается ремонт основных средств.
Из экспертного заключения органа регулирования следует, что затраты на работы и услуги производственного характера заявлены ООО "Энергия-Транзит" в размере 44 556,35 тыс. руб. (без НДС).
При установлении тарифа на 2013 год расходы по данной статье утверждены в размере 40 634,58 тыс. руб.
В материалы тарифного дела на 2015 год в обоснование фактически понесенных затрат за 2013 год обществом представлены заключенные договора с подрядными организациями и акты выполненных работ, впоследствии по запросу Управления также представлены перспективный (пятилетний) график ремонта оборудования на 2015 - 2019 годы, годовой график ремонта оборудования на 2015 год, копии дефектных ведомостей, пояснительные записки, копии заключенных договоров за 2013 год.
В нарушение пункта 29 Основ ценообразования общество не представило документы, подтверждающие заключение указанных договоров по результатам торгов.
Согласно пояснительной записке общества фактические расходы за 2013 год по данной статье составили 40 848,84 тыс. руб. На плановый 2015 год регулируемая организация планирует текущий ремонт ОРУ-110 кВ ПС "Синтетика" на сумму 44 556,35 тыс. руб.
В обоснование затрат на ремонт ОРУ-110 кВ ПС "Синтетика" общество представило в материалы дела об установлении тарифов предписание Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), рабочую документацию (пояснительную записку) на ремонт указанного оборудования, документы по проведению закупочных процедур и заключенные на их основании договора на проведение ремонтных работ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
На основании представленных материалов орган регулирования сделал вывод о том, что замена релейной защиты и автоматики является реконструкцией, поскольку данные работы позволяют обеспечить более высокое техническое совершенство устройств РЗА, что снизит нагрузку на измерительные трансформаторы, повысит точность работы и т.д.
Из проектной документации также следует, что названные работы являются реконструкцией, они повысят надежность и качество электроснабжения потребителей. Установка элегазовых выключателей, в сравнении с маслонаполненными, обеспечит более высокое потребление электроэнергии для обеспечения их работоспособности, установка необслуживаемых аккумуляторов позволит сократить затраты на их обслуживание, установка современной линейной изоляции взамен существующей обеспечит стабильную работу при неблагоприятных погодных условиях.
Так, выключатель элегазовый ПО кВ типа DT1-145F1-110111-40/250 ХЛ отличается от масляного выключателя типа У-110кВ весом, суммарной мощностью обогрева, периодичностью проведения ремонта, сроком службы и другим показателям.
Таким образом, рассматриваемые работы связаны с совершенствованием производства и улучшением качества продукции (качества передаваемой электрической энергии (мощности) через подстанцию ПС 110/10 "Синтетика"), устанавливаемое оборудование имеет улучшенные характеристики в сравнении с имеющимися фактически, что соответствует определению реконструкции.
Согласно пункту 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении.
Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата.
Как пояснили в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций представители органа регулирования, Управление направило запрос в управление Алтайского края по промышленности и энергетике от 21 июля 2015 г. N 30-01/ПА/2787 с просьбой представить оценку планируемых работ ООО "Энергия-Транзит" на 2015 год.
Управление Алтайского края по промышленности и энергетике письмом от 23 июля 2015 г. N 34/ПА/2183 представило заключение, в котором указано, что, учитывая характер работ, планируемых на ОРУ-110 кВ ПС "Синтетика", в соответствии с пунктом 14.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 204, данные работы являются реконструкцией линейного объекта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 14.1" имеется в виду "пунктом 14.1 статьи 1"
Поскольку заявленные обществом работы не относятся к ремонту основных средств и являются работами по реконструкции объекта, вследствие которых изменяются характеристики оборудования, а также с учетом того, что такие работы повысят надежность и качество электроснабжения потребителей, источником их реализации должна являться инвестиционная составляющая в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования. Вместе с тем инвестиционная программа, утвержденная в установленном порядке, на момент проведения экспертизы предложения об установлении тарифов у заявителя отсутствовала.
Поскольку экспертами органа регулирования заявленные определены как реконструкция, Управлением учтены расходы в размере 2 486,85 тыс. руб. как затраты на ремонт основных средств. При этом расчет произведен методом сравнения аналогов по аналогичным сетевым организациям.
Доводы о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта подлежат отклонению, поскольку представитель ООО "Энергия-Транзит" был ознакомлен с проектом решения Управления, экспертным заключением. Представители общества присутствовали на заседании Правления органа регулирования при принятии оспариваемого акта. Составление экспертного заключения в день принятия решения Управления не является нарушением порядка, установленного Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 30 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергия-Транзит" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. N 51-АПГ15-26
Текст определения официально опубликован не был