Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2015 г. N 55-АПГ15-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 25 августа 2015 года об отказе в удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 3 статьи 12 Закона Республики Хакасия от 28 февраля 2006 года N 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной службе Республики Хакасия" (в редакции от 14 июля 2015 года).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Верховного Совета Республики Хакасия Чустеевой И.А., просившей решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда незаконным и необоснованным и поэтому подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Закон Республики Хакасия от 28 февраля 2006 года N 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия" опубликован 9 марта 2006 года в официальном печатном издании "Вестник Хакасии", N 12.
Согласно части 3 статьи 12 (в редакции от 14 июля 2015 года) названного закона для лиц, замещавших государственные должности, устанавливается ежемесячная доплата к государственной или страховой пенсии.
Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности, устанавливается в приложении 3 к Закону.
Исполняющий обязанности прокурора Республики Хакасия обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с заявлением впоследствии уточнив свои требования, о признании части 3 статьи 12 Закона Республики Хакасия от 28 февраля 2006 года N 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия" (далее - Закон N 9-ЗРХ), а также приложения 3 к названному закону в части установления гарантий для лиц, замещавших государственные должности Республики Хакасия, в виде доплаты к государственной или трудовой пенсии (в редакции от 14 июля 2015 года) противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
В обоснование заявления прокурор ссылался на абзацы первый и шестой части 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 5 апреля 2013 года N 7-П, о дискреционном полномочии законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать гарантии деятельности лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.
По мнению прокурора, установление частью 3 статьи 12 Закона N 9-ЗРХ и приложением 3 к этому закону дополнительных материальных гарантий лицам, замещающим государственные должности Республики Хакасия, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов, поскольку уровень бюджетной обеспеченности республики невысокий показатели уровня социальной защищенности населения низкие, в силу чего противоречит требованиям федерального законодательства.
Определением Верховного Суда Республики Хакасия от 25 августа 2015 года производство по делу в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим приложения 3 к Закону Республики Хакасия от 28 февраля 2006 года N 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия" в части установления гарантий для лиц, замещавших государственные должности Республики Хакасия, в виде доплаты к государственной или страховой пенсии (в редакции от 14 июля 2015 года) прекращено.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 25 августа 2015 года исполняющему обязанности прокурора Республики Хакасия отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 3 статьи 12 Закона Республики Хакасия от 28 февраля 2006 года N 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной службе Республики Хакасия" (в редакции от 14 июля 2015 года).
В апелляционном представлении исполняющий обязанности прокурора Республики Хакасия просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении заявления в полном объёме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционного представления в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы суда согласуются с предписаниями пункта 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих", пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Так Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих" установлено право федеральных государственных служащих на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Субъектам Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии для государственных служащих субъекта Российской Федерации за счет собственных средств (пункт 10 Указа).
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Пункт 4 статьи 7 данного федерального закона предписывает, что условия предоставления государственным служащим субъектов Российской Федерации права на пенсию за счёт средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Этому предписанию корреспондирует норма пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что региональный законодатель, реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия по установлению дополнительных социальных гарантий для лиц, замещавших государственные должности Республики Хакасия, в части 3 статьи 12 Закона Республики Хакасия от 28 февраля 2006 г. N 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия" установил только вид данной гарантии и категорию лиц, которым она предоставляется.
Редакция оспариваемой нормы по своей юридической конструкции является отсылочной и не содержит критериев, позволяющих оценить финансовую нагрузку на республиканский бюджет Республики Хакасия в связи с установлением расходного обязательства, что само по себе не может расцениваться как противоречие федеральному законодательству.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционном представлении не приводится, у суда нет поводов для отмены правильного по существу решения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 25 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2015 г. N 55-АПГ15-16
Текст определения официально опубликован не был