Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2015 г. N 9-АПГ15-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению некоммерческого партнерства физкультурно-оздоровительного профиля "Сосновый бор" о признании частично недействующим решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30 марта 2015 г. N 13/14 "О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19 декабря 2014 г. N 60/135 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Нижегородской области на 2015 год", по апелляционной жалобе некоммерческого партнерства физкультурно-оздоровительного профиля "Сосновый бор" на решение Нижегородского областного суда от 31 августа 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя некоммерческого партнерства физкультурно-оздоровительного профиля "Сосновый бор" Пушкова П.Н., представителя Региональной службы по тарифам Нижегородской области Гришина А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
некоммерческое партнерство физкультурно-оздоровительного профиля "Сосновый бор" (далее - НП "Сосновый бор") обратилось в Нижегородский областной суд с заявлением (уточненным в процесс рассмотрения спора) о признании недействующим решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30 марта 2015 г. N 13/14 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Нижегородской области" (далее - решение от 30 марта 2015 г. N 13/14) в части введения его в действие с 1 января 2015 г. в отношении садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан.
Решением Нижегородского областного суда от 31 августа 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, НП "Сосновый бор" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно апелляционной жалобы Прокуратура Нижегородской области и Региональная служба по тарифам Нижегородской области представили возражения.
В судебное заседание представители ПАО "ТНС Энерго НН", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Региональной службой по тарифам Нижегородской области (далее - тарифный орган) 19 декабря 2014 г. принято решение N 60/135 об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Нижегородской области на 2015 год.
Пунктом 3 приложения N 1 к решению от 19 декабря 2014 г. для категории население, проживающее в сельских населенных пунктах, установлены одноставочные тарифы в пределах социальной нормы на первое полугодие 2015 года в размере 1,98 руб./кВт ч, за второе полугодие 2015 года - 2,20 руб./кВт ч; сверх социальной нормы - на первое полугодие 2015 года в размере 3,53 руб./кВт ч, на второе полугодие 2015 года - 3,92 руб./кВт ч.
Согласно пункту 4 названного решения для потребителей, приравненных к населению (в том числе при отсутствии решения уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о применении социальной нормы для категории потребителей, приравненных к населению) установлены одноставочные тарифы в пределах социальной нормы на первое полугодие 2015 года в размере 2,83 руб./кВт ч, на второе полугодие 2015 года - 3,09 руб./кВт ч; сверх социальной нормы - на первое полугодие 2015 года в размере 5,04 руб./кВт ч, на второе полугодие 2015 года - 5,51 руб./кВт ч.
Оплата за электроэнергию на 2015 год осуществлялась заявителем исходя из размеров тарифа, установленного пунктом 3 приложения N 1.
Решением тарифного органа от 30 марта 2015 г. N 13/14 в решение от 19 декабря 2014 г. N 60/135 внесены изменения, в том числе изложена в новой редакции таблица приложения N 1 к решению.
Согласно пункту 4 таблицы приложения N 1 категория потребителей, приравненных к населению, разделена на четыре подкатегории, в одну из которых включены садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (пункт 4.1).
Данное решение с приложениями к нему включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 22 апреля 2015 г. N 06953-516-013/14 и опубликовано в газете "Нижегородская правда" от 18 июля 2015 г. N 71 (25957).
В обоснование заявленных требований НП "Сосновый бор" указало на то, что в связи с принятием оспариваемого решения тарифного органа открытым акционерным обществом "Нижегородская сбытовая компания" (в настоящее время публичное акционерное общество "ТНС Энерго НН") произведен перерасчет платы за электроэнергию за период с 1 января 2015 г. по 1 апреля 2015 г., исходя из более высокого размера тарифа.
По мнению заявителя, оспариваемый нормативно-правовой акт является незаконным, поскольку он не соответствует требованиям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и не может применяться к отношениям, возникшим до введения его в действие, а также нарушает права и свободы заявителя, предусмотренные статьями 9, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и в соответствии с компетенцией Региональной службы по тарифам Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введения его в действие.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).
Пунктом 67 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношения) регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, учтенных в прогнозном балансе, и индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утверждаемых Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России).
Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении N 1.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Основам ценообразования в Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), включены садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Как следует из содержания представленного в материалы дела устава НП "Сосновый бор", партнерство является некоммерческой организацией, основанной на членстве, объединяющей физических и юридический лиц, учрежденной для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общественных благ (пункт 1.1).
Целями деятельности партнерства, среди прочих, являются обеспечение прав граждан на отдых; обеспечение управления территорией, в пределах которой находятся дачные участки членов партнерства, ее обслуживание и эксплуатация в интересах членов партнерства; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление граждан, ведение дачного хозяйства; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности; приобретение и доставка в интересах членов партнерства посадочного материала, садового и другого инвентаря, строительных материалов, других необходимых товаров; обеспечение рабочего состояния систем водоснабжения, электроснабжения, канализации в пределах домов и земельных участков членов партнерства, их аварийный и текущий ремонт (пункт 2.2).
В соответствии с пунктом 21 Правил ФСТ России утверждает регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, а также порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, об установлении цен (тарифов) выше или ниже максимального уровня, установленного в соответствии с Основами ценообразования.
При рассмотрении спора судом установлено, что приказом ФСТ России от 24 декабря 2014 г. N 2389-э "О внесении изменений и дополнений в Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдаче отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 г. N 313-э" (далее - приказ ФСТ России 24 декабря 2014 г. N 2389-э), приложение N 15 к форме принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов изложено в новой редакции.
Изменения, среди прочего, коснулись пункта 4 приложения N 15, в котором категория потребителей, приравненных к населению, разделена на четыре подкатегории, в одну из которых включены садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Из содержания пунктов 4, 4.1 приложения N 1 решения тарифного органа от 19 декабря 2014 г. N 60/135 (потребители, приравненные к населению; одноставочный тариф) и пунктов 4.1, 4.1.1 оспариваемого решения от 30 марта 2015 г. N 13/14 (садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства; одноставочный тариф) следует, что цена (тариф) для указанных потребителей, к которым в соответствии с положениями устава относится НП "Сосновый бор", остался неизменным.
Анализируя полномочия Региональной службы по тарифам Нижегородской области по изданию оспариваемого решения тарифного органа от 30 марта 2015 г. N 13/14, являющегося нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, оценивая соблюдение формы в которой принят оспариваемый нормативный правовой акт, а также проверяя правила введения решения тарифного органа в действие, в том числе правила его опубликования, суд первой инстанции, учитывая нормы Закона об электроэнергетике, Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 г. N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. N 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Положения о Региональной службе по тарифам Нижегородской области, сделал обоснованный вывод, что спариваемое решение принято правомочным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы и правил введения нормативного правового акта субъекта Российской Федерации в действие, носит технический характер и новых тарифов не устанавливает.
Довод заявителя о том, что в нарушение положений статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации оспариваемое решение тарифного органа введено в действие в отношении садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан с 1 января 2015 г. является необоснованным, поскольку пункт 2 решения тарифного органа от 30 марта 2015 г. N 13/14, предусматривающий порядок вступления нормативного акта в силу, не содержит указаний на какой-либо специальный срок введения его в действие и вступления в силу, а также на его применение к ранее возникшим, в том числе с 1 января 2015 г. правоотношениям.
Учитывая изложенное, решение тарифного органа в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителя в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 31 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческого партнерства физкультурно-оздоровительного профиля "Сосновый бор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2015 г. N 9-АПГ15-19
Текст определения официально опубликован не был