Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях Российской Федерации (далее - методические рекомендации), разработанные федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" и федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Институт возрастной физиологии Российской академии образования".
Просим довести методические рекомендации до сведения руководителей общеобразовательных организаций.
Приложение: на 6 л.
Заместитель директора Департамента |
А.Г. Благинин |
Методические рекомендации
по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях Российской Федерации
Профилактика детского травматизма и несчастных случаев с обучающимися - одна из задач, стоящих перед педагогическими работниками при осуществлении образовательной деятельности. В настоящее время специалистами отмечается рост травматизма обучающихся, в том числе со смертельным исходом, как на уроках физической культуры, так и при проведении мероприятий физкультурно-оздоровительного характера в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательная организация).
Мероприятия по профилактике детского травматизма в образовательных организациях должны носить комплексный характер и быть направлены на предупреждение и устранение факторов риска с учётом особенностей психофизиологического развития детей разного возраста и состояния их здоровья.
Причины травматизма
К основным причинам травматизма во время занятий физической культурой и спортом относятся:
организационные недостатки при проведении занятий, в том числе ошибки в методике проведения занятий, связанные с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствием индивидуального подхода, недостаточным учётом состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности обучающихся, несоответствие выбора средств обучения целям и задачам обучения, в т.ч. пренебрежительное отношение педагога к подготовительной части урока или занятия, неправильное обучение технике выполнения физических упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение;
несоответствие спортивной материально-технической базы общеобразовательной организации, в том числе мест проведения занятий в зоне рекреации, естественных природных ландшафтов и других мест, требованиям СанПиН, правилам безопасности и видов спорта;
нарушение педагогом и (или) обучающимися требований инструкций и правил безопасности нахождения в образовательной организации;
нарушение правил медицинского (врачебного) контроля в образовательных организациях;
недостатки в организации административно-общественного контроля за соблюдением порядка расследования и учёта несчастных случаев в образовательной организации.
Причинами травм и несчастных случаев могут стать также предоставление недостоверной информации со стороны родителей (законных представителей) о состоянии здоровья детей.
Обозначенные выше проблемы указывают на необходимость комплексного подхода к организации работы, направленной на снижение детского травматизма, основанной на конструктивной системе взаимодействия всех участников образовательных отношений: учителей, учащихся, родителей (законных представителей), администрации образовательной организации, что позволит повысить эффективность работы по предотвращению несчастных случаев.
Обязанности образовательной организации по охране здоровья обучающихся закреплены в статье 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Частью 1 статьи 43 Федерального закона определены обязанности обучающихся по выполнению требований устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, а также по сохранению и укреплению своего здоровья, физическому развитию и самосовершенствованию; уважению чести и достоинства других обучающихся и работников образовательной организации, бережному отношению к имуществу образовательной организации.
Правила поведения в образовательной организации
Важным документом, регулирующим деятельность образовательной организации, являются правила поведения (внутреннего трудового распорядка) для обучающихся и работников, которые разрабатываются с учётом мнения представителей всех участников образовательных отношений (статья 30 Федерального закона).
Так, правила поведения для обучающихся целесообразно предварительно обсудить в классах (группах) в начальной, средней и старшей школе, определив при этом:
основные проблемы с дисциплиной и поведением обучающихся на уроках, спортивных занятиях, на переменах и внеурочных мероприятиях и недопустимость действий насильственного характера и проявления дискриминации;
действия обучающихся, учителей, психолога, руководителей и других работников образовательной организации, которые могут помочь избежать травм;
дисциплинарные и воспитательные меры в отношении нарушителей правил поведения и лиц, допускающих нарушения дисциплины.
Предложения от разных классов (групп) обобщаются и согласуются с органом государственно-общественного управления образовательной организации, созданным в соответствии с уставом образовательной организации.
При разработке правил внутреннего трудового распорядка для работников образовательной организации следует указывать нормы педагогической и трудовой этики и меры, которые будут предприняты руководством образовательной организации в отношении работников, допускающих несчастные случаи с обучающимися. Правила должны определять действия работников в случае, когда они узнают о несчастном случае с обучающимся во время образовательной деятельности.
Закрепление ответственности сотрудников образовательной организации
Безопасность пребывания обучающихся в образовательной организации зависит от слаженности и четкости работы всех подразделений и служб, выполнения педагогическими работниками и обслуживающим персоналом требований, действующих в образовательной организации, что должно быть зафиксировано в должностных обязанностях работников организации.
С этой целью за каждым сотрудником, в зависимости от его компетенций и полномочий, в должностных инструкциях, либо в отдельных нормативных актах (приказ, распоряжение, регламент), могут закрепляться функции и возможные действия по профилактике травматизма и реагированию на его случаи.
Так, например, руководитель (директор) образовательной организации несет персональную ответственность за жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников при осуществлении образовательной деятельности в установленном российским законодательством порядке. В его должностные обязанности могут быть внесены следующие дополнительные положения, регламентирующие его действия по предупреждению травматизма:
обеспечивает создание и поддержание безопасной образовательной среды и позитивного социально-психологического климата в образовательной организации;
обеспечивает разработку документов (устава, нормативных актов, правил поведения), регламентирующих действия и ответственность всех участников образовательных отношений в целях профилактики травматизма и реагирования на его случаи;
информирует всех участников образовательных отношений о политике образовательной организации в отношении безопасности образовательной процесса, деятельности поведения и внутреннего трудового распорядка;
обеспечивает реализацию политики образовательной организации в отношении профилактики травматизма обучающихся через включение специальных мер в план работы школы и ее (его) отдельных структурных подразделений и служб;
обеспечивает разработку и внедрение порядка выявления и учета случаев травматизма и предпринятых мер с использованием специальной документации (форма регистрации, журнал учета, и др.) и соблюдением конфиденциальности и защиты персональных данных и др.
Заместители руководителя (директора) образовательной организации могут нести ответственность за функции, делегируемые им директором школы. Если руководитель образовательной организации возлагает функции по курированию вопросов, связанных с предупреждением травматизма и координацией мер реагирования на его случаи на одного из своих заместителей, то в должностной инструкции этого заместителя прописываются все соответствующие функции. Чаще всего такие функции возлагаются на заместителя по учебно-воспитательной работе, который:
участвует в утверждении основной образовательной программы образовательной организации (в том числе рабочих программ по физической культуре), знакомится со сценариями и программами внеурочных спортивно-массовых мероприятий, технологиями их проведения в целях профилактики травматизма;
посещает учебные занятия и внеурочные мероприятия, в том числе с целью контроля за соблюдением дисциплины и этических норм поведения учащимися и педагогами;
аккумулирует информацию о всех случаях травматизма, вносит ее в специальный журнал (или электронную базу), где регистрируются все сообщения о травматизме и предпринятые меры;
обеспечивает принятие необходимых мер реагирования на случаи травматизма в соответствии с уставом, правилами поведения, документом, излагающим политику образовательной организации в отношении профилактики травматизма специалистов (комиссии), проводивших разбирательство случая травмы;
Ответственный заместитель директора может привлекать к своей работе, связанной с профилактикой травматизма и реагированием на его случаи, дежурного учителя или администратора, классных руководителей, психолога и других работников образовательной организации.
Работа с родителями по профилактике детского травматизма и несчастных случаев на занятиях физической культуры и спорта
Цель профилактической работы с родителями - объяснение рисков и возможности возникновения проблемных ситуаций, угрожающих здоровью и безопасности детей, повышение уровня информированности родителей по данной проблеме, обозначение правил, с которыми необходимо ознакомить ребенка в семье, организация совместных действий педагогов и родителей, повышающих эффективность принимаемых мер.
Основное направление работы - информационное, разъяснение необходимости постоянного внимания к состоянию здоровья детей, оперативного информирования педагогов о возможных проблемах или ухудшении состояния здоровья ребенка, обучение детей безопасному поведению, самоконтролю за самочувствием при выполнении физических нагрузок.
Формы организации работы с родителями образовательная организация определяет самостоятельно (анкетирование, тестирование, опрос; круглый стол родителей, педагогов, медицинских работников, психологов; совместные учебные проекты здоровьесберегающей направленности; педагогические советы с участием родителей; родительский лекторий; родительские конференции; семейные конкурсы; презентация опыта семейного воспитания по профилактике детского травматизма в средствах массовой информации; участие родителей в оформлении информационных уголков по профилактике травматизма в быту, на улице, в транспорте и др.).
Приложение
Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности по учебному предмету "Физическая культура"
Нормативные правовые документы, регламентирующие создание условий безопасности для здоровья и жизни обучающихся при осуществлении образовательной деятельности, а также при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий:
Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.# "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10);
приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 15785 от 22 декабря 2009 г.);
приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 19644 от 1 февраля 2011 г.);
приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 24480 от 7 июня 2012 г.).
приказ Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 18638 от 6 октября 2010 г.);
методические письма:
письмо Минобрнауки России от 28 декабря 2011 г. N 19-337 о методических рекомендациях "Введение третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации";
письмо Минобрнауки России от 25 ноября 2011 г. N 19-299 "О разработке учебных программ по предмету "Физическая культура" для общеобразовательных учреждений";
письмо Минобрнауки России от 30 мая 2012 г. N МД-583/19 "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья";
письмо Минобрнауки России от 29 марта 2010 г. N 06-499 "О проведении мониторинга физического развития обучающихся";
письмо Министерства образования России от 27 ноября 1995 г. N 1355/11 "О занятиях в зимний период времени".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. N 08-2228 "О направлении методических рекомендаций"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", январь 2016 г., N 2, в журнале "Вестник образования России", январь 2016 г., N 1, в журнале "Вестник образования", январь 2016 г., N 2, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", январь 2016 г., N 3. в журнале "Образование в документах", февраль 2019 г., N 2 (без Приложения)