Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства РФ
от 30 октября 2015 г. N 777/пр
Стратегия развития
федерального казенного предприятия "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"
(2016-2018 годы)
Введение
Завершение строительства Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений осуществлено во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 18 февраля 2008 г. N Пр-264, распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 1884-р, распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 11 ноября 2003 г. N 2866-ра "О завершении строительства Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений".
Стратегия развития федерального казенного предприятия "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" (2016-2018 годы) (далее - Стратегия развития) разработана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18 ноября 2011 г. N 683. Стратегия является комплексным документом, определяющим основные направления и целевые показатели развития федерального казенного предприятия "Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" (далее - ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России", Предприятие) на период до 2018 года.
Стратегия предусматривает реализацию мероприятий по комплексному и системному решению задач, поставленных перед Предприятием, включая выполнение мероприятий по обеспечению эффективной эксплуатации комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга, определенных подпрограммой 2 "Использование водных ресурсов" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов".
При подготовке Стратегии развития учитывались Стандарты эксплуатации Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
Принимая во внимание организационно-правовую форму (федеральное казенное предприятие), уставные цели и источники финансирования деятельности Предприятия часть разделов, указанных в Методических рекомендациях по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет, не подлежит отражению в настоящей Стратегии развития.
Для обеспечения реализации Стратегии развития потребуется финансирование из федерального бюджета мероприятий по обеспечению эффективной эксплуатации комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга в объемах, соответствующих ежегодно подготавливаемым Предприятием бюджетным заявкам на соответствующий трехлетний период.
1. Анализ внутренней и внешней среды и оценка рисков
В настоящей Стратегии развития под внешней средой для ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России" понимается совокупность факторов (условий, включая природно-климатические, органов государственной власти, организаций), оказывающих воздействие на деятельность Предприятия, а под внутренней средой - реализация возложенных на Предприятие функций.
1.1. Анализ внутренней среды
1.1.1. Общее описание деятельности Предприятия
ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России" создано на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 997-р на праве оперативного управления в форме федерального казенного предприятия.
Полномочия собственника имущества Предприятия осуществляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке Правительство Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Уставом, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2003 г. N 1521-р (в редакции от 12 апреля 2014 г.), предусмотрено, что целями и предметом деятельности Предприятия являются эксплуатация и содержание комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений (далее - КЗС), а также строительство других объектов, в отношении которых Минстрой России выполняет функции государственного заказчика.
Для достижения целей Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
а) реализация функций заказчика, застройщика;
б) выполнение функций эксплуатирующей организации в отношении объектов комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений.
В силу положений Устава и норм действующего законодательства Предприятие является коммерческой организацией, обладает специальной правоспособностью, относится к унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления.
Имущество Предприятия, включая доходы от его использования, находится в собственности Российской Федерации, закреплено за Предприятием на праве оперативного управления и учтено в реестре федерального имущества в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
Предприятие является членом СРО Некоммерческое Партнерство "Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов", имеет свидетельство о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 17 июля 2014 г. N 172.5-2010-7814148129-С-064.
Финансирование эксплуатации КЗС осуществляется из средств федерального бюджета, предоставляемых Предприятию в форме субсидии в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минстроя России от 5 августа 2014 г. N 433/пр, и договором о предоставлении субсидии, заключаемым между Минстроем России и Предприятием.
Эксплуатация КЗС осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормами технического регулирования и действующими на Предприятии Стандартами эксплуатации Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
Предприятие осуществляет функции застройщика (заказчика) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2011 г. N 767 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и реконструкцию объектов "Соборный комплекс Трёх Святителей Спасо-Елеазаровского монастыря, п/о Елизарово, Псковский район, Псковская область" и "Ансамбль Большого Успенского монастыря - памятник архитектуры и истории 1560 г. (реконструкция для развития туризма), г. Тихвин, Ленинградская область". В связи с завершением реконструкции объектов в рамках данного постановления в 2015 году в настоящей Стратегии развития направление деятельности Предприятия по выполнению функций заказчика, застройщика не отражено.
1.1.2. Описание кадровой структуры и системы управления персоналом
Предприятие управляется в рамках классической для унитарного предприятия линейно-функциональной организационной структуры во главе с генеральным директором (первый уровень управления). Второй уровень управления представлен заместителями, советниками и помощниками генерального директора, главным бухгалтером. Третий уровень управления представлен основными и обеспечивающими подразделениями уровня дирекций, управлений и служб. Отдельные подразделения подчинены генеральному директору напрямую.
Описанная организационная структура зарекомендовала себя как целесообразная, удобная в управлении и обеспечивающая высокий уровень контроля; необходимость в системных изменениях структуры управления в среднесрочный стратегический период отсутствует.
По состоянию на 30 июня 2014 г. штатная численность Предприятия составляет 170 человек. Состав подразделений Предприятия приведен ниже.
"Рис. 1. Штатная численность Предприятия по состоянию на 30 июня 2014 г."
В соответствии с Уставом ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России" размеры и условия оплаты труда работников Предприятия определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором. Вознаграждение руководителю Предприятия выплачивается в соответствии с условиями заключенного трудового договора.
Предприятие на протяжении всего периода существования уделяет большое значение организации подготовки и повышения квалификации сотрудников. Основное внимание после завершения строительства КЗС уделяется обучению, переподготовке и аттестации персонала Предприятия, непосредственно связанного с эксплуатацией и обслуживанием Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
Сотрудники Предприятия имеют свидетельства и сертификаты, необходимые для осуществления функций по эксплуатации и безопасному обслуживанию объектов КЗС: гидротехнических сооружений, сосудов, работающих под давлением, грузоподъемных механизмов, лифтов, плавающих затворов (батопортов) судопропускного сооружения С-1, плоского подъемного затвора судопропускного сооружения С-2, подъемного моста С-2, электрогидравлических систем С-1 и С-2, групп сегментных затворов водопропускных сооружений В1-В6 КЗС, электроустановок напряжением до и выше 1000 В, дизель-генераторов, тепловых установок, систем передачи данных, устройств технологического видеонаблюдения, систем контроля периметра и доступа, серверного оборудования, а также по охране труда, правилам пожарной безопасности, охране окружающей среды, обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
1.1.3. Анализ финансово-экономических показателей ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России" и описание финансовых потоков
Динамика основных финансово-экономических показателей Предприятия за 2013-2015 годы приведена ниже.
Показатели |
2013 год, |
2014 год, |
2015 год (прогноз), |
2015/2013 |
Доходы по обычным видам деятельности |
263 306 |
267 939 |
271 685 |
1,03 |
Расходы по обычным видам деятельности |
243 083 |
256 817 |
262 415 |
1,08 |
Чистая прибыль |
18 428 |
9 474 |
7 180 |
0,39 |
Доходы по обычным видам деятельности
Показатели |
2013 год, |
2014 год, |
2015 год (прогноз), |
2015/2013 |
Доходы по обычным видам деятельности, в том числе: |
263 306 |
267 939 |
271 685 |
1,03 |
Содержание эксплуатирующей организации |
258 466 |
265 144 |
271 390 |
1,05 |
Содержание застройщика (Заказчика) |
4 545 |
2 500 |
-- |
- |
Прочие |
295 |
295 |
295 |
- |
Расходы по обычным видам деятельности
Показатели |
2013 год, |
2014 год, |
2015 год (прогноз), |
2015/2013 |
Расходы по обычным видам деятельности, в том числе: |
243 083 |
256 817 |
264 210 |
1,09 |
Оплата труда |
156 080 |
175 870 |
182 514 |
1,17 |
1.1.4. Анализ производственной деятельности ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России"
Основным видом деятельности Предприятия является выполнение функций эксплуатирующей организации в отношении комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений.
Защитные сооружения являются многофункциональным комплексом, обеспечивающим:
защиту г. Санкт-Петербурга от наводнений;
пропуск судов через судопропускные сооружения С-1 и С-2;
наземную транспортную связь г. Кронштадта с материком;
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования, проходящей по гребню Комплекса защитных сооружений, с выводом транзитного транспорта в обход города и значительным снижением негативного влияния транспортного потока на селитебную часть города;
создание западной границы Большого порта Санкт-Петербурга;
оздоровление экологической обстановки в акватории Невской губы путем регулирования проточности на водопропускных и судопропускных сооружениях.
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, в соответствии с федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", является гидротехническим сооружением II класса, в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, относится к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.
Гидротехнические сооружения Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений расположены на акватории внутренних морских вод - Невской губы Финского залива Балтийского моря и зарегистрированы в Российском регистре гидротехнических сооружений, код гидротехнического сооружения 201400000182700.
Декларация безопасности гидротехнических сооружений Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (далее - Декларация безопасности) утверждена Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) 22 июля 2013 г. N 13-13(01)0102-00-ЗНВ.
Декларацией безопасности определен ущерб от возможной наиболее тяжёлой по последствиям аварии на гидротехнических сооружениях КЗС в размере 26,5 млрд рублей в ценах 2012 года.
Для обеспечения нормативного состояния объектов, сооружений, оборудования, систем и постоянной готовности КЗС к маневрированию затворами при угрозе наводнения Предприятием осуществляется предусмотренный регламентами, инструкциями по эксплуатации и другими нормативными документами комплекс мероприятий по содержанию и обслуживанию КЗС, включающий, в том числе осмотры, измерения, техническое обслуживание, ремонты, плановые испытания основного и вспомогательного оборудования и систем.
Эффективность работы Предприятия подтверждается предотвращением КЗС в анализируемом периоде пяти наводнений, в том числе:
в октябре-декабре 2013 года трех наводнений, относящихся к категории "опасные наводнения", а именно:
- 29 октября с прогнозным уровнем подъема воды +2.60 м Балтийской системы высот (у Горного института);
- 17 ноября с прогнозным уровнем подъема воды +2.10 м;
- 12-13 декабря с прогнозным уровнем подъема воды +2.40 м.
в январе 2015 года двух наводнений:
- 2-3 января с прогнозным уровнем подъема воды +2.40 м - относится к категории "опасные наводнения";
- 13 января с прогнозным уровнем подъема воды +1.90 м.
Всего после ввода КЗС в постоянную эксплуатацию в 2011 году предотвращено восемь наводнений, в том числе шесть наводнений, относящихся к категории "опасные наводнения", способных затопить значительные территории мегаполиса.
В рамках постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2011 г. N 767 в 2013, 2014 годах Предприятием проводилась реконструкция следующих объектов.
На объекте "Соборный комплекс Трех Святителей Спасо-Елеазаровского монастыря" осуществлялась разработка проектно-сметной документации и реконструкция следующих объектов: Часовня Преподобного Евфросина Псковского, Монастырская пасека (часовня Преподобных Зосимы и Савватия, жилой корпус и хозяйственная постройка), Храм преподобного Евфросина Псковского, Монастырская мельница, Дом мельника, Дворовая изба близ мельницы, Амбар и Погреба, Монастырские мастерские, Часовня, инженерные сети 2 очереди.
На объекте "Ансамбль Большого Успенского монастыря - памятник истории и архитектуры 1560 г." осуществлялась разработка проектно-сметной документации и реконструкция следующих объектов: Кельи братские Северные, Трапезная палата с церковью покрова Божьей матери, Тихвинский гидроузел в составе моста-плотины и шлюзовой камеры на р. Тихвинка в г. Тихвин Ленинградской области, Энергоблок, Духовное училище.
В 2015 году планируется завершить реконструкцию объектов "Соборный комплекс Трех Святителей Спасо-Елеазаровского монастыря" и "Ансамбля Большого Успенского монастыря" в рамках предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2011 г. N 767 объемов финансирования.
1.2. Анализ внешней среды
1.2.1. Анализ отрасли
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений является природно-техногенным объектом, одним из крупнейших гидротехнических сооружений России, представляет собой уникальное сооружение, не имеющее аналогов в Российской Федерации, основная задача которого предотвращение наводнений от подъемов воды в Неве, вызванных нагонной волной, движущейся в Невскую губу из Балтийского моря.
При определенных природных факторах вода в Неве может подняться до уровня 5.5 метров, в этом случае затопленной окажется 30% территории города вплоть до условной границы по Лесному и Литейному проспектам, включая Петроградскую сторону, Васильевский остров, Центральный, Адмиралтейский, Кировский, Приморский и Московский районы. В зоне затопления окажутся промышленные предприятия, станции метрополитена, здания, представляющие культурную и историческую ценность, водозаборные и очистные сооружения, а также объекты жизнеобеспечения городской инженерной инфраструктуры. Последствия от наводнений носят не только экономический характер для Санкт-Петербурга, но и оказывают влияние на всю экосистему Балтийского моря в связи со значительным количеством производственных объектов, объектов отведения и очистки бытовых и производственных стоков, при затоплении которых в воду попадают большие объемы загрязняющих веществ и болезнетворных микроорганизмов.
Комплекс расположен в Финском заливе на линии ст. Горская (северный берег Финского залива) - г. Кронштадт (о. Котлин) - ст. Бронка (южный берег Финского залива) общей длиной 25,4 км и состоит из:
11 каменно-земляных дамб;
6 водопропускных сооружений;
2 судопропускных сооружений;
шестиполосной автодороги по гребню дамб КЗС, включая автодорожный тоннель с инженерными системами под судопропускным сооружением С1, 6 мостов на водопропускных сооружениях В-1 - В-6, подъемный мост на судопропускном сооружении С-2 и 2 автомобильные развязки;
подходных каналов к судопропускным сооружениям С1 и С2;
системы предупреждения угрозы наводнения;
системы внешнего энергоснабжения 110 кВ с подстанциями;
здания управления с центральным пультом управления и эксплуатационных объектов на о. Котлин.
При проектировании и строительстве гидротехнического сооружения реализованы все возможные меры по снижению негативного воздействия на природные системы Балтийского моря, а именно, - помимо двух судопропускных сооружений С-1 и С-2 протяженностью по зеркалу воды 200 м и 100 м соответственно, предназначенных для прохода судов, специально построены 6 сложнейших водопропускных сооружений суммарной протяженностью около 1,5 км, обеспечивающих полную "прозрачность" КЗС для свободного водообмена Невской губы и Финского залива и перемещения водных обитателей. Комплекс в межнаводненческий период функционирует при всех постоянно открытых затворах.
При угрозе наводнения судо- и водопропускные сооружения могут быть за 30-45 минут перекрыты 67 затворами для деликатного и кратковременного (не более суток) воздействия на естественные процессы водной среды Балтийского моря в период наводнения.
Эксплуатацию комплекса осуществляет ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России", созданное в форме федерального казенного предприятия в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 997-р.
Учитывая вышесказанное, Комплекс защитных сооружений от наводнений города Санкт-Петербурга является уникальным, что делает невозможным провести полноценный анализ отрасли. Приоритетным направлением деятельности является надлежащая эксплуатация Комплекса защитных сооружений от наводнений города Санкт-Петербурга для обеспечения устойчивого функционирования и постоянной готовности объекта к безаварийному и своевременному выполнению защитных функций.
1.2.2. Анализ конечных потребителей и конкурентной ситуации
Имущество комплекса является федеральной собственностью, финансирование затрат на эксплуатацию КЗС, в том числе на содержание эксплуатирующей организации, осуществляется полностью из федерального бюджета, конечным потребителем для ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России" является государство.
Рассматривая комплекс с точки зрения его непосредственного предназначения - защиты города от наводнений, конечным потребителем является Санкт-Петербург и его население. За время существования Санкт-Петербурга до ввода в эксплуатацию КЗС зафиксировано 308 наводнений - подъемов уровней воды на посту у Горного института выше отметки 1,6 метра, при этом наиболее опасных случаев подъема воды выше 2 метров было в XVIII веке - 27, XIX веке - 16, XX веке - 47, катастрофические наводнения произошли в 1777 году - 3,21 м, 1824 году - 4,21 м, 1924 году - 3,80 м.
Таким образом, Предприятие не имеет в Российской Федерации конкурентных или схожих компаний, связанных с эксплуатационной деятельностью аналогичных гидротехнических сооружений.
1.2.3. Анализ существующих направлений и перспектив развития сотрудничества с зарубежными предприятиями
В процессе проектирования и строительства КЗС было обеспечено выполнение международных обязательств Российской Федерации, принятых во исполнение Рекомендации 23/5 Хельсинской "Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря" - "Сокращение сбросов с городских территорий посредством правильного регулирования системы ливневых стоков" (ХЕЛКОМ 1992), пункт А.4, который рекомендует Правительствам Договаривающихся Сторон Хельсинской конвенции "очищать ливневые воды с территорий с высоким уровнем движения автотранспорта в специальных установках для очистки ливневых вод".
В соответствии с рекомендациями ХЕЛКОМ 1992 на КЗС была запроектирована и создана система сбора, отведения и очистки всего объема поверхностного стока проезжей части скоростной автодороги, проложенной по гребню защитных дамб.
Необходимо отметить, что в 2012 году участок острова Котлин, примыкающий к КЗС получил статус государственного природного заказника регионального значения "Западный Котлин", на его территории и прилегающей к КЗС акватории Финского залива весной и осенью отдыхают многие тысячи мигрирующих водоплавающих птиц, относящиеся к 50 видам, включая редкие и внесённые в "Красные книги" виды.
К реализации проекта завершения строительства КЗС были привлечены ведущие международные финансовые организации - Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Северный инвестиционный банк.
В связи с заключением Соглашения о займе между Российской Федерацией и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) конкурсные процедуры по определению подрядных организаций на проектирование и выполнение работ по завершению строительства КЗС проводились в соответствии с Принципами и правилами закупок товаров, работ и услуг ЕБРР, учитывающими лучшие мировые стандарты.
В соответствии с условиями Соглашения о займе для координации, управления, отслеживания и оценки всех аспектов выполнения проекта, включая закупки товаров, работ и услуг для проекта, был заключен соответствующий договор и была создана Группа реализации проекта (ГРП), обладающая ресурсами и сотрудниками требуемой квалификации.
Также были проведены конкурсные процедуры по выбору Консультанта-Проектировщика для подготовки окончательной проектной документации, авторского надзора за работами и оказания содействия ГРП и Консультанта-Инженера по управлению международной частью проекта.
Таким образом, предоставление ЕБРР заемных средств для завершения строительства КЗС позволило сформировать эффективную организационную структуру управления проектом и привлечь к его реализации ведущих экспертов, отечественные и зарубежные организации, имеющие необходимый опыт строительства сложнейших гидротехнических сооружений и реализации проектов, кредитуемых из средств ЕБРР.
Благодаря грамотной организации процесса завершения строительства КЗС, тесному взаимодействию всех участников реализации проекта и их ответственному подходу к исполнению принятых обязательств, оперативному решению возникающих технических и организационных вопросов при строительстве этого уникального объекта, работы по проекту были успешно завершены в 2011 году.
В рамках успешного сотрудничества Российской Федерации и МФО было принято решение о выделении из Специального фонда Программы Природоохранное партнерство "Северное измерение" (ППСИ Партнерство) гранта в сумме 1 млн евро для финансирования консультационного контракта "Технический надзор со стороны кредиторов". Контракт на надзор кредиторов был заключен 21 апреля 2004 г. между ЕБРР и JacobsGIBB Ltd (в настоящее время Jacobs Engineering). Цель этого договора заключалась в оказании содействия ЕБРР на этапах закупок, строительства и ввода в эксплуатацию проекта.
Общая ответственность консультанта заключалась в оказании помощи ЕБРР в реализации займов, с тем, чтобы убедиться, что проектные работы по строительству и эксплуатации проводились в соответствии с планами по реализации проекта, инвестиций и финансирования, а также предусмотренными стандартами и действующими законами, постановлениями и в соответствии с кредитным соглашением и другими документами проекта.
Jacobs Engineering работал с субконсультантами из HR Wallingford. Их роль включала следующие ключевые задачи:
- Контроль и аудит деятельности Госстроя (Минрегионразвития России), ГРП, консультанта-проектировщика, менеджера международной части проекта и Предприятия в период реализации проекта строительства и ввода комплекса в эксплуатацию;
- Контроль выполнения проектных контрактов на строительные работы от имени ЕБРР до достижения завершения проекта;
- Выявление любых ключевых проблем, которые могут угрожать осуществлению проекта и консультации ЕБРР по принятию возможных мер их устранения;
- Консультации ЕБРР по завершению проекта, а также подтверждение о том, что все тесты были завершены и прошли успешно.
Контракт "Технический надзор со стороны кредиторов" был расширен с целью включения обзора по системе расчета подъема уровня воды и системе поддержки принятия решений (СППР) в течение 2011-2012 годов.
Природоохранное партнерство "Северное измерение" в ходе реализации проекта оказывало постоянное внимание вопросам экологии и реализации Системы предупреждения угрозы наводнений.
Предприятие в рамках ППСИ Партнерство на протяжении всего периода реализации проекта, а также по итогам его завершения, совместно с участниками проекта организовывало ряд семинаров и конференций для экспертов и представителей международных финансовых организаций. На семинарах были представлены достижения в области новых технологий при разработке программно-аппаратного комплекса Системы предупреждения угрозы наводнений (СПУН). На итоговом семинаре, прошедшем в июле 2012 года на комплексе защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений, участники пришли к мнению о том, что, как показывает международный опыт эксплуатации защитных сооружений, в условиях глобального изменения климата требуется постоянное развитие систем предупреждения наводнений и все финансовые средства, вложенные в их развитие, особенно эффективны в связи с предотвращением социального, экономического и экологического ущербов.
Непрерывное развитие систем сбора, обмена, обработки и анализа гидрометеорологической информации на акватории Балтийского моря и в Северном полушарии, гарантирующих максимально возможные заблаговременность и достоверность прогноза изменений уровней воды в восточной части Финского залива и Невской губе, являются основой надежной защиты г. Санкт-Петербурга от затопления в период наводненческой ситуации.
Говоря о перспективах сотрудничества с зарубежными предприятиями можно отметить, что комплекс защитных сооружений в г. Санкт-Петербурге является своего рода аналогом защитных сооружений, построенного в рамках проекта "Дельта" (Нидерланды) по созданию комплекса сооружений на юго-западе Нидерландов с целью защиты земель в дельте Рейна от наводнений. Проект является одним из крупнейших шагов, предпринятых голландцами в области защиты от наводнений. В ходе проекта, реализация которого длилась с 1950 по 1997 год, были созданы дамбы, шлюзы и штормовые барьеры. Масштаб проекта (2 400 км основных и 14 080 км вспомогательных дамб, а также более 300 строений) делает его одним из крупнейших инженерных проектов в мире.
Вторым подобным комплексом можно считать комплекс защитных сооружений в Лондоне (Thames Barriere), построенный в 1984 г. где в зоне риска находилось 340 кв. км суши. Основная функция Thames Barriere - защита города от нагонной волны.
1.2.4. Анализ деятельности предприятия в сравнении с другими компаниями
Провести анализ конкурентной среды по показателям, указанным в "Методических рекомендациях разработке и утверждению стратегии развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет" (Приложение к приказу Минэкономразвития России от 18 ноября 2011 г. N 683), не предоставляется возможным ввиду специфики Предприятия и выполняемых им функций.
1.3. Оценка рисков
Экономическая ситуация 2015 года, когда резкое изменение мировых цен и замедление экономического роста усугубились введением санкционных ограничений, привела к корректировке федерального бюджета на соответствующий год. Учитывая ожидаемое среднегодовое значение инфляции в текущем году в размере 15,8%, предельная величина расходов бюджета определена на уровне 15 215 млрд рублей. Для сохранения заданного уровня расходов были применены оптимизационные меры по сокращению госпрограмм на 10%. При этом внутри программ каждое министерство и ведомство проводило оптимизационные мероприятия, корректируя те или иные расходы исходя из их приоритетности.
Таким образом, основным риском является сокращение в 2015 году и планируемое сокращение в 2016-2018 годах расходов федерального бюджета на текущее содержание и эксплуатацию Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
Также в настоящее время существует потребность в выделении дополнительного финансирования на выполнение ремонтных работ на объектах КЗС. Бюджетная заявка с обоснованием потребности и расчетом необходимых объемов финансирования ремонтных работ на 2015 год и плановый период 2016-2017 годы не поддержана Минфином России, средства на проведение ремонтных работ не включены в федеральный бюджет.
При недостаточном финансировании содержания КЗС будет невозможно выполнить комплекс регламентных работ по объектам, сооружениям, оборудованию и системам КЗС, что может привести к ненормативному режиму работы дорогостоящего, уникального оборудования, снижению уровня надежности и безопасности комплекса защитных сооружений, обеспечивающего защиту Санкт-Петербурга от наводнений, возникновению чрезвычайных ситуаций, указанных в Декларации безопасности.
Финансовые последствия, в том числе непосредственно ущерб для Санкт-Петербурга при наводнении, будут значительно превышать необходимые ежегодные расходы федерального бюджета на содержание КЗС. Кроме того, восстановление вышедших из строя элементов КЗС займет продолжительное время ввиду их технологической сложности и уникальности, при этом КЗС не будет выполнять своей основной функции по защите Санкт-Петербурга от наводнений.
2. Определение цели развития предприятия, показателей и мероприятий, необходимых для их достижения
Основной, предусмотренной Уставом, целью деятельности ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России", является эксплуатация и содержание комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений.
Таким образом, основой стратегии развития эксплуатации и содержания особо опасного, технически сложного и уникального гидротехнического сооружения является выполнение в полном объеме требований действующего законодательства Российской Федерации - в первую очередь федеральных законов от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Водного кодекса Российской Федерации, иных нормативных актов, обеспечивающих устойчивое функционирование и постоянную готовность объекта к безаварийному и своевременному выполнению защитных функций.
В соответствии с действующим "Разрешением на эксплуатацию гидротехнического сооружения", выданного Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору эксплуатирующей организации - ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России" и требованиями статьи 9 федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ на эксплуатирующую организацию возлагаются следующие обязанности:
"обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения."
Все вышеуказанные функции ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России", как организации на которую в соответствии с Уставом и Разрешением возложены обязанности по безопасной и надежной эксплуатации гидротехнического сооружения, детально конкретизированы в действующих подзаконных нормативных документах, среди которых важнейшими являются "Декларация безопасности гидротехнических сооружений Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений" и "Правила эксплуатации гидротехнического сооружения", разработанные, согласованные и утвержденные в установленном порядке.
Для достижения целей Предприятие осуществляет постоянное взаимодействие с ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Ростехнадзором, ФГБУ "Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Росводресурсов, Ространснадзором, Департаментом Росприроднадзора по СЗФО, ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря", органами исполнительной власти, Администрацией Санкт-Петербурга по вопросам обеспечения функционирования КЗС.
3. Показатели достижения целей развития предприятия
Основными показателями достижения цели являются:
1. Обеспечение постоянного, заблаговременного и достоверного прогноза динамики изменения гидрометеорологической обстановки и уровней воды на акватории Балтийского моря и устье Невы посредством непрерывного и бесперебойного сбора, анализа и обмена гидрометеорологической информацией с ФГБУ "Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
2. Своевременное предотвращение подъёма уровня воды на водоизмерительном посту "Горный институт" свыше 160 см при наличии угрозы его возникновения и получении команды Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу на закрытие затворов КЗС с прекращением судоходства через судопропускные сооружения;
3. Оперативное открытие затворов КЗС в оптимальные сроки для восстановления судоходства и водообмена между Невской губой и Финским заливом по завершению наводненческой ситуации при получении команды Главного управления МЧС России по Санкт- Петербургу на открытие затворов;
4. Поддержание безопасного и надежного состояния всех систем, сооружений, оборудования и объектов гидротехнического сооружения II класса;
5. Выполнение регламентных работ по содержанию и эксплуатации объектов, сооружений, оборудования и систем КЗС;
6. Обеспечение минимального влияния КЗС на состояние водной среды Балтийского моря посредством обеспечения глубокой физико-химической очистки всего объема поверхностных вод с проезжей части скоростной автомобильной дороги с помощью локальных очистных сооружений.
Количественное значение по показателю 1 составляет 100%.
Сбор информации о гидрометеорологической обстановке и уровнях воды на акватории Балтийского моря и устье Невы осуществляется посредством Системы предупреждения угрозы наводнений. СПУН обеспечивает заблаговременный и достоверный прогноз об угрозе наводнений, что подтверждается предотвращенными наводнениями. Значение по данному показателю за время эксплуатации КЗС составило 100%.
Количественное значение по показателю 2 составляет 100%.
Количество наводнений в год является вероятностной величиной в связи с невозможностью прогнозирования в долгосрочной и среднесрочной перспективе их количества, так как система предупреждения об угрозе наводнений на основании постоянно и непрерывно осуществляемого мониторинга гидрометеорологической обстановки на всей акватории Балтийского моря прогнозирует динамику изменений уровней воды у защитных дамб с учетом ледовой, волновой и ветровой обстановки, вырабатывает рекомендации по оптимальным срокам выполнения маневрирования затворами в условиях наводненческой ситуации заблаговременностью в 48 часов.
Всего после ввода КЗС в постоянную эксплуатацию предотвращено восемь наводнений, в том числе шесть наводнений, относящихся к категории "опасные наводнения", т.е. значение по показателю 2 с момента ввода КЗС в эксплуатацию составило 100%.
Количественное значение по показателю 3 составляет 100%.
Открытие затворов КЗС по завершению наводненческой ситуации осуществляется по команде Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу в соответствии с определенными СПУН алгоритмами, учитывающими текущую гидрометеорологическую обстановку и уровни воды на акватории Балтийского моря и устье Невы.
Открытие затворов КЗС после завершения наводненческой ситуации осуществлялось по команде Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу в соответствии с алгоритмами СПУН, что подтверждает 100% значение по данному показателю в предыдущие годы.
Количественное значение по показателю 4 равно 100%.
Все системы, сооружения, оборудование и объекты гидротехнического сооружения КЗС с момента его ввода в эксплуатацию работают в штатных режимах, аварии на гидротехническом сооружении КЗС отсутствуют, т.е. значение по данному показателю равно 100%.
Количественное значение по показателю 5 составляет 100%.
В течение года для достижения нормативного состояния объектов, сооружений, оборудования, систем и постоянной готовности КЗС к маневрированию затворами при угрозе наводнения Предприятием осуществляется предусмотренный регламентами, инструкциями по эксплуатации, графиками и другими нормативными документами комплекс мероприятий по содержанию и обслуживанию объектов КЗС, включающий, в том числе осмотры, измерения, техническое обслуживание, ремонты, плановые испытания оборудования и систем.
После передачи КЗС в эксплуатацию Предприятием выполняется весь комплекс регламентных работ по текущему содержанию КЗС, т.е. значение по данному показателю равно 100%.
Количественное значение по показателю 6 составляет 100%.
Все загрязненные поверхностные воды суммарным объемом до 500 000 куб. м в год собираются и отводятся на 190 локальных сооружений, где проходят глубокую физико-химическую очистку перед их сбросом в воды Балтийского моря до допустимых значений.
Значение по данному показателю с момента передачи КЗС в эксплуатацию равно 100%.
4. Мероприятия, необходимые для достижения целей Стратегии развития
В целях достижения вышеуказанных показателей Предприятием в 2016-2018 годах запланировано выполнение следующих мероприятий.
Производственные мероприятия
а. Мероприятия по обеспечению технической готовности оборудования и систем КЗС.
б. Проведение преддекларационного обследования гидротехнических сооружений Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
в. Разработка Декларации безопасности гидротехнических сооружений Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений на очередной период, установленный требованиями федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Финансовые мероприятия
г. Подготовка бюджетной заявки с обоснованием потребности и расчетом необходимых объемов финансирования текущей эксплуатации КЗС и ремонтных работ для включения в федеральный бюджет на очередной год и планируемый период соответствующих бюджетных ассигнований.
д. Заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Управленческие мероприятия
е. Проведение командно-штабных учений в соответствии с п. 8 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
ж. Проведение тактико-специальных учений в соответствии с п. 9 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (проводятся раз в три года).
з. Проведение комплексных учений для опасных производственных объектов в соответствии с п. 10 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (проводятся раз в три года).
и. Участие во Всероссийской тренировке по гражданской обороне в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации.
Кадровые мероприятия
к. Проведение дополнительного обучения, переаттестации и повышения квалификации сотрудников в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Предприятия.
5. Информация о финансовом и ресурсном обеспечении Стратегии развития
Бюджетные ассигнования на содержание КЗС на период 2015-2017 годы предусмотрены федеральным законом от 01 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России" направлена в Минстрой России бюджетная заявка, обосновывающая потребность в средствах субсидии на текущую эксплуатацию КЗС, уплату налогов и проведение ремонтных работ на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Информация о потребности в средствах субсидии на текущую эксплуатацию КЗС приведена в таблице.
Тыс. рублей
N |
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1. |
Объем субсидии на содержание Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений в соответствии с федеральным законом от 01 декабря 2014 года N 384-ФЗ |
3 345 599,8 |
439 211,3 |
- |
2. |
Объем субсидии на содержание Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений в соответствии с бюджетной заявкой |
4 682 504,3 |
4 682 074,1 |
4 662 841,6 |
3. |
Обеспеченность потребности в финансировании, в % |
71,4 |
9,4 |
- |
6. План мероприятий по реализации Стратегии развития
N |
Мероприятие |
Нормативный показатель за календарный год/срок |
1. |
Выполнение комплекса регламентных работ по объектам, сооружениям, системам, оборудованию КЗС в соответствии со Стандартами эксплуатации КЗС |
В соответствии календарными графиками |
2. |
Плановые испытания систем и оборудования |
В соответствии с календарными графиками |
3. |
Выполнение комплекса ремонтных работ |
В соответствии с календарными графиками |
4. |
Проведение преддекларационного обследования гидротехнических сооружений Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений |
2016 год |
5. |
Разработка Декларации безопасности гидротехнических сооружений Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений на очередной период |
2017 год |
6. |
Подготовка бюджетной заявки с обоснованием потребности и расчетом необходимых объемов финансирования текущей эксплуатации КЗС и ремонтных работ для включения в федеральный бюджет на очередной год и планируемый период соответствующих бюджетных ассигнований |
Ежегодно |
7. |
Заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте |
Ежегодно |
8. |
Проведение командно-штабных учений в соответствии с п. 8 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. N 547 |
Ежегодно |
9. |
Проведение тактико-специальных учений в соответствии с п. 9 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (проводятся раз в три года) |
2016 год |
10. |
Проведение комплексных учений для опасных производственных объектов в соответствии с п. 10 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (проводятся раз в три года) |
2016 год |
11. |
Участие во Всероссийской тренировке по гражданской обороне в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации |
Ежегодно |
12. |
Проведение дополнительного обучения, переаттестации и повышения квалификации сотрудников |
В соответствии с графиком на очередной год |
7. Мониторинг и контроль реализации Стратегии развития
Контрольная функция по обеспечению на регулярной основе исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии развития и достижения показателей, предусмотренных Стратегией развития, на Предприятии возложена на службу мониторинга и контроля.
По итогам 1-2 лет деятельности Предприятия служба контроля на Предприятии готовит предложение о необходимости актуализации (корректировки) Стратегии развития с учетом достигнутых результатов реализации, рисков и вновь возникших обстоятельств.
Корректировка может быть осуществлена и ранее указанного срока в случае изменения макроэкономических показателей или корректировки отраслевых программных документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.