Определение Верховного Суда РФ от 23 ноября 2015 г. N АКПИ15-1199
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Сомхиевой С.Ю.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кузнецова Е.И. о признании частично недействующими пункта 27 Методических рекомендаций об организации в таможенных органах Российской Федерации работы по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Федеральной таможенной службой 20 декабря 2010 г., и Методики определения рейтинга гражданских служащих из числа состоящих на учете для получения единовременной выплаты (приложение N 8 к Методическим рекомендациям), установил:
Федеральной таможенной службой 20 декабря 2010 г. утверждены Методические рекомендации об организации в таможенных органах Российской Федерации работы по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - Методические рекомендации) с приложенной к ним Методикой определения рейтинга гражданских служащих из числа состоящих на учете для получения единовременной выплаты (приложение N 8 к Методическим рекомендациям).
Согласно пункту 27 Методических рекомендаций в соответствии с выделенными денежными средствами на осуществление единовременных выплат подкомиссия вносит в Комиссию (подкомиссию) вышестоящего таможенного органа предложения по кандидатурам гражданских служащих, из числа состоящих на учете на получение указанной выплаты.
При подготовке предложений о предоставлении гражданскому служащему единовременной выплаты Комиссии (подкомиссии) рекомендуется учитывать следующие критерии:
а) эффективность деятельности гражданского служащего (определяется руководителем таможенного органа, в котором проходит службу гражданский служащий);
б) нахождение на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на этот учет в установленном порядке до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления ему по договору социального найма жилого помещения в соответствии с приказом ГТК России от 30 сентября 2003 г. N 1088 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России" с учетом даты постановки на учет;
в) период времени, в течение которого у гражданского служащего существует нуждаемость в улучшении жилищных условий;
г) жилищные условия гражданского служащего на дату подготовки предложения о предоставлении единовременной выплаты;
д) условия прохождения гражданской службы (стаж службы, в том числе в таможенных органах, классный чин, наличие наград, ученые звания и другие условия);
е) наличие в составе семьи гражданского служащего больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренной перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", и иные условия, влияющие на степень нуждаемости гражданского служащего в улучшении жилищных условий;
ж) время проезда от места проживания гражданского служащего до места работы;
з) иные критерии, влияющие на степень нуждаемости в жилом помещении.
В целях обеспечения единого подхода и наибольшей объективности при выработке предложений руководителю ФТС России о предоставлении единовременной выплаты гражданским служащим Комиссии ФТС России, подкомиссиям таможенных органов руководствоваться разработанной на основании приведенных во втором абзаце данного пункта критериев Методикой определения рейтинга гражданских служащих из числа состоящих на учете для получения единовременной выплаты согласно приложению N 8 к Методическим рекомендациям.
Гражданин Кузнецов Е.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 27 (в части последнего абзаца) Методических рекомендаций и Методики определения рейтинга гражданских служащих из числа состоящих на учете для получения единовременной выплаты (приложение N 8 к Методическим рекомендациям), ссылаясь на то, что оспариваемые положения противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" в части установления рейтинговой системы гражданских служащих для получения единовременной субсидии, которая является основой для формирования очередности в списке государственных гражданских служащих имеющих право на получение субсидии для приобретения жилого помещения, что не предусмотрено вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, а именно, право на жилище.
Административный истец Кузнецов Е.И. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие его и его представителя.
Представители Федеральной таможенной службы Уварова А.В., Пешкова О.В. заявили ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку оспариваемые Методические рекомендации в соответствии с письмом ФТС России от 13 мая 2015 г. N 08-308/22595 применению не подлежат, их действие прекращено.
Представители Министерства юстиции Российской Федерации Касаткина Л.Ю., Журавлев Н.С. поддержали заявленное ходатайство ФТС России о прекращении производства по делу.
Обсудив заявленное ходатайство, выслушав представителей ФТС России Уваровой А.В., Пешковой О.В., Минюста России Касаткиной Л.Ю., Журавлева Н.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что дело по административному иску Кузнецова Е.И. подлежит прекращению производством, поскольку оспариваемые Методические рекомендации являются недействующими, Верховный Суд Российской Федерации находит, что производство по делу подлежит прекращению.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 214 предусматривает, что суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Как установлено судом, оспариваемые Методические рекомендации, утвержденные заместителем руководителя ФТС России 20 декабря 2010 г. (с изменениями от 20 апреля 2011 г., от 28 ноября 2011 г., от 27 января 2012 г., от 21 марта 2012 г., от 14 декабря 2012 г., от 6 февраля 2013 г), утратили силу и в соответствии с письмом ФТС России от 13 мая 2015 г. N 08-308/22595 применению не подлежат.
Таким образом, на момент рассмотрения судом заявленных требований оспариваемые положения Методических рекомендаций утратили силу и не подлежат применению.
Правовые акты, действие которых прекращено, основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут.
При обращении в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании правового акта Кузнецов Е.И. оплатило государственную пошлину в размере 300 рублей.
Статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 198, 199, 202 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации определил:
дело по административному исковому заявлению Кузнецова Е.И. о признании частично недействующими пункта 27 Методических рекомендаций об организации в таможенных органах Российской Федерации работы по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Федеральной таможенной службой 20 декабря 2010 г., и Методики определения рейтинга гражданских служащих из числа состоящих на учете для получения единовременной выплаты (приложение N 8 к Методическим рекомендациям) производством прекратить, т.к. оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.
Обязать налоговые органы по месту нахождения заявителя возвратить Кузнецову Е.И. государственную пошлину в размере 300 рублей (триста рублей) уплаченную при подаче заявления в Верховный Суд Российской Федерации по чеку-ордеру ... отделения N ... ФИЛИАЛ N ... 6 августа 2015 г.
Определение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 23 ноября 2015 г. N АКПИ15-1199
Текст определения официально опубликован не был