Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 декабря 2015 г. N АПЛ15-533
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Меркулова В.П.
при секретаре Горбачевой Е.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Степаненко О.В. о признании недействующим приказа Следственного комитета Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 140 "Об утверждении Инструкции о проведении служебных проверок в системе Следственного комитета Российской Федерации"
по апелляционной жалобе Степаненко О.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя заявителя Степаненко В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Следственного комитета Российской Федерации Атаевой Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Следственного комитета Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 140 утверждена Инструкция о проведении служебных проверок в системе Следственного комитета Российской Федерации (далее - Приказ).
Степаненко О.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа, ссылаясь на то, что он содержит положения, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, противоречит требованиям, предъявляемым законом к ведомственным нормативным правовым актам. Приказ не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, что противоречит Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", постановлению Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2014 г. заявление удовлетворено. Приказ признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 9 октября 2015 г. срок на подачу апелляционной жалобы Степаненко О.В. восстановлен.
В апелляционной жалобе Степаненко О.В., не соглашаясь с решением суда и считая его незаконным в части признания Приказа недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, просит решение изменить и признать Приказ недействующим со дня его издания, как не порождающий правовых последствий. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на статью 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Считает, что незарегистрированный и неопубликованный нормативный правовой акт не должен был направляться для исполнения и подлежал отмене издавшим органом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", вступившим в силу 3 декабря 2011 г. (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ), внесены изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о Следственном комитете РФ), статья 10 которого дополнена частью 4, предусматривающей, что нормативные правовые акты Следственного комитета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации и опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Статьей 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Следственного комитета Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, принятые до дня вступления в силу этого федерального закона, подлежат направлению на государственную регистрацию в федеральный орган исполнительной власти в области юстиции.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Следственным комитетом Российской Федерации Инструкции о проведении служебных проверок в системе Следственного комитета Российской Федерации была направлена в Министерство юстиции Российской Федерации для решения вопроса о необходимости ее государственной регистрации. По результатам рассмотрения Минюст России письмом от 11 апреля 2012 г. N 01/27436-ВЕ предложил Следственному комитету Российской Федерации доработать нормативный правовой акт, однако этого сделано не было. Таким образом, Инструкция, содержащая нормативные предписания, затрагивающие права граждан, продолжала применяться без ее регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации в нарушение статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ.
В соответствии с пунктами 8, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" установлено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут (пункты 10, 19).
Поскольку оспариваемый Приказ на день рассмотрения дела судом продолжал применяться при отсутствии государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официального опубликования, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Степаненко О.В. о его признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Довод апелляционной жалобы заявителя (административного истца) о том, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежал признанию недействующим с момента его издания, как не порождающий правовых последствий, является необоснованным.
Учитывая, что на день издания Приказа государственная регистрация и официальное опубликование правовых актов Следственного комитета Российской Федерации, затрагивающих права и свободы граждан и организаций, не были предусмотрены Федеральным законом о Следственном комитете РФ, суд обоснованно признал Приказ недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Такой вывод суда первой инстанции согласуется с разъяснениями пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в соответствии с которыми, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Степаненко О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
В.Ю. Зайцев |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 декабря 2015 г. N АПЛ15-533
Текст определения официально опубликован не был