Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. N 74-АПГ15-34
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению публичного акционерного общества Акционерной компании "Алроса"
о признании недействующим постановления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2014 г. N 353 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям открытым акционерным обществом Акционерной компанией "Якутскэнерго",
по апелляционной жалобе публичного акционерного общества Акционерной компании "Алроса"
на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей публичного акционерного общества Акционерная компания "Алроса" Трубачева Е.О., Ускова К.Г., представителей Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) Алексеевой С.К., Алексеенко Н.Г., представителя публичного акционерного общества "Якутскэнерго" Саввиной Т.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
публичное акционерное общество Акционерная компания "Алроса" (далее - ПАО АК "Алроса") обратилось в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2014 г. N 353 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям открытым акционерным обществом Акционерной компанией "Якутскэнерго" (далее - постановление от 18 декабря 2014 г. N 353).
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО АК "Алроса" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению заявителя при установлении тарифа на электрическую энергию на 2015 год органом регулирования не был учтен дополнительный объем полезного отпуска электрической энергии.
Относительно апелляционной жалобы Прокуратура Республики Саха (Якутия) и Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия), публичное акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго" представили возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2014 г. N 353 установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям открытым акционерным обществом АК "Якутскэнерго" по (высокому уровню напряжения ВН) на первое полугодие в размере 5,20 руб./кВт.ч., на второе полугодие - 5,98 руб./кВт.ч.
Данное постановление с приложениями к нему является действующим нормативно-правовым актом, официально опубликованным в печатном издании "Якутские ведомости", N 66, 30 декабря 2014 г.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую энергию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о Государственном комитете по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2007 г. N 468, является Комиссия.
Таким образом, оспариваемый нормативно-правовой акт принят регулирующим органом в пределах предоставленных полномочий.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов, с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17, 35 Правил).
В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
Как установлено судом и следует из материалов дела ОАО АК "Якутскэнерго", являясь основным гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия), 29 апреля 2014 г. обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на электрическую энергию на 2015 год и тепловую энергию на долгосрочный период регулирования 2015-2017 годы с приложением обосновывающих документов, предусмотренных пунктом 17 Правил, в том числе содержащих расчет полезного отпуска электрической энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям.
При установлении тарифа на 2015 год органом регулирования использовались материалы, предусмотренные для расчета тарифов (цен), установленные пунктом 57 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую энергию) на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 6 августа 2004 г. N 20-э/2.
В соответствии с пунктом 116 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" производители электрической энергии, (мощности) на розничных рынках, владеющие на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических, системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, продают электрическую энергию (мощность), произведенную на генерирующих объектах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2011 г., независимо от величины установленной генерирующей мощности этих генерирующих объектов в объемах, определенных для производителей в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования, гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого располагаются указанные объекты, по регулируемым ценам (тарифам), устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования в субъектах Российской Федерации, часть территорий которых включена в перечень территории, которые объединены в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности, а другая часть территории включена в перечень территориально изолированных технологических систем может устанавливаться средневзвешенная цена (тариф) на электрическую энергию (мощность) в целом по субъекту Российской Федерации.
Согласно пункту 73 Основ ценообразования цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, представляют собой сумму следующих составляющих: средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, на оптовом и розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают следующие расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке: сумму цен (тарифов) на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, за исключением услуг по передаче электрической энергии; сбытовую надбавку гарантирующего поставщика; стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности).
Из материалов тарифного дела следует, что при установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей ОАО АК "Якутскэнерго" учитывалась средневзвешенная цена, которая включает в себя стоимость покупной энергии с оптового рынка энергии и мощности Дальнего Востока, стоимость выработки электроэнергии на собственной генерации и покупки электроэнергии не собственного производства: у АО "Сахаэнерго", где себестоимость электроэнергии составляет в среднем 32,78 руб./кВт.ч. на 2015 год; у ОАО "Вилюйская ГЭС - 3", где себестоимость электроэнергии составляет в среднем 3,24 руб./кВт.ч. на 2015 год; единый котловой тарифа по передаче электрической энергии; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.
Согласно приложениям N 7, 9, 19 к протоколу заседания Правления Комиссии от 18 декабря 2014 г. (далее - протокол) полезный отпуск электрической энергии, учтенный при расчете среднего тарифа на электрическую энергию, вырабатываемую основным гарантирующим поставщиком, сформирован на 2015 год с учетом покупки электрической энергии.
Собственный полезный отпуск ОАО АК "Якутскэнерго", без учета покупной энергии, составил на 2015 год 3 687,43 млн.кВт.ч. С учетом покупной энергии от АО "Сахаэнерго" - 216,0 млн.кВт.ч. и от ОАО "Вилюйская ГЭС - 3" - 719,86 млн.кВт.ч., итоговый полезный отпуск электрической энергии ОАО АК "Якутскэнерго" на 2015 год сложился в объеме - 4 623,5 млн.кВт.ч.
Согласно пункту 4 протокола при регулировании указанного тарифа на 2015 год в полезном отпуске учтен выход двух крупных потребителей Южно-Якутского энергорайона республики, ОАО "ХК "Якутуголь" и ОАО "Золото Селигдара", на оптовый рынок электрической энергии (мощности) Дальнего Востока, за счет чего рост тарифа составил 109,9%.
Необходимая валовая выручка ОАО АК "Якутскэнерго" с учетом покупной энергии в сумме 10 676,4 млн. руб., сложилась в объеме 23 274,5 млн. руб. Средний тариф на электрическую энергию на 2015 год сложился в размере 5,034 руб./кВт.ч. (приложение N 36).
Таким образом, дополнительный объем полезного отпуска в размере 719,8 млн.кВт/ч учтен Комиссией при установлении тарифов на электрическую энергию на 2015 год.
Довод заявителя о том, что учтен полезный отпуск только в объеме 4 220,46 млн. кВт.ч. несостоятелен, поскольку допущена техническая ошибка, которая устранена, о чем регулирующим органом доведено до сведения заявителя.
Также не может быть принят довод заявителя о том, что одноставочный тариф на нижнем уровне напряжения во втором полугодии 2015 года установлен Комиссией выше предельных максимальных уровней тарифов (соответственно - 2,88688 руб./кВт.ч. и 2,68794 руб./кВт.ч.), поскольку в расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с инвестиционной программой включены расходы на капитальные вложения, которые направлены в соответствии с законом в ФСТ России.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества Акционерной компании "Алроса" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. N 74-АПГ15-34
Текст определения официально опубликован не был