Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2015 г. N 88-АПГ15-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Кузнецова Г.И.
на решение Томского областного суда от 18 сентября 2015 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об оспаривании части 3 статьи 33 Закона Томской области от 14 февраля 2005 года N 29-ОЗ "О муниципальных выборах в Томской области" (в редакции Закона Томской области от 15 мая 2015 года N 69-ОЗ).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закон Томской области N 29-ОЗ "О муниципальных выборах в Томской области" принят 27 января 2005 года постановлением Законодательной Думы Томской области N 1697, подписан 14 февраля 2005 года главой администрации (губернатором) Томской области, официально опубликован 15 февраля 2005 года в "Официальных ведомостях" N 6 (121).
Законом Томской области от 15 мая 2015 года N 69-ОЗ в Закон Томской области от 14 февраля 2005 года N 29-ОЗ "О муниципальных выборах в Томской области" внесены изменения, в том числе в абзаце первом части 3 статьи 33 Закона слова "не позднее чем за 37 дней" заменены словами "не позднее чем за 39 дней".
Закон Томской области от 15 мая 2015 года N 69-ОЗ опубликован 20 мая 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации http//www.pravo.gov.ru, а также 27 мая 2015 года в "Официальных ведомостях Законодательной Думы Томской области" N 41 (217).
Абзацем первым части 3 статьи 33 Закона Томской области от 14 февраля 2005 года N 29-ОЗ (в редакции Закона Томской области от 15 мая 2015 года N 69-ОЗ) установлено, что кандидат, выдвинутый по единому либо одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не позднее чем за 39 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие документы:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;
б) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 3 и 4 (при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с частью 4.1) статьи 29 настоящего Закона;
в) первый финансовый отчет кандидата.
Кузнецов Г.И. обратился в суд с заявлением о признании недействующей части 3 статьи 33 Закона Томской области от 14 февраля 2005 года N 29-ОЗ в редакции Закона Томской области от 15 мая 2015 года N 69-ОЗ, ссылаясь на то, что данная норма противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и нарушает его избирательные права, поскольку ограничивает время на подготовку и подачу документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты и лишает его права голосовать за кандидатов, которые не успели представить документы для регистрации вследствие такого ограничения. Закон Томской области от 15 мая 2015 года N 69-ОЗ не опубликован в средствах массовой информации для всеобщего сведения.
По мнению административного истца, установление и изменение срока представления документов для регистрации кандидатом в депутаты возможно только федеральным законом.
Решением Томского областного суда от 18 сентября 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Кузнецов Г.И. просит данное решение суда отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Пунктом "в" части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
Проанализировав положения избирательного законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемая норма принята в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий и прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из того, что законодательство Российской Федерации не содержит ограничений на установление субъектом Российской Федерации предельного срока представления кандидатом документов, необходимых для его регистрации, перечень которых также установлен законодателем субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Согласно пункту 9 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы местного самоуправления должен составлять не менее 20 дней.
В данной норме закреплена гарантия установления в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации минимального периода, включающего в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения.
Частью 10 статьи 29 Закона Томской области от 14 февраля 2005 года N 29-ОЗ предусмотрено, что представление документов о выдвижении кандидатов в соответствующие избирательные комиссии начинается за 60 дней до дня голосования.
Оспариваемая норма части 3 статьи 33 Закона Томской области от 14 февраля 2005 года N 29-ОЗ, устанавливая, что кандидат, выдвинутый по единому либо одномандатному (многомандатному) избирательному округу, представляет в соответствующую избирательную комиссию необходимые документы не позднее чем за 39 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, тем самым ограничивает период выдвижения кандидатов, списков кандидатов и сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов указанным сроком.
Соответственно, период выдвижения кандидатов, списков кандидатов и сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, установленный Законом Томской области от 14 февраля 2005 года N 29-ОЗ, составляет 21 день (60 дней минус 39 дней), что соответствует требованию пункта 9 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Установив при рассмотрении и разрешении дела, что оспариваемая норма федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, суд принял правильное решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Довод Кузнецова Г.И. о том, что Закон Томской области от 15 мая 2015 года N 69-ОЗ не опубликован в средствах массовой информации для всеобщего сведения, был предметом исследования суда и обоснованно им опровергнут. Суд указал на то, что официальное печатное издание представительного органа государственной власти Томской области, в котором был опубликован Закон Томской области от 15 мая 2015 года N 69-ОЗ, распространялось среди населения и направлялось в муниципальные библиотеки, что подтверждается копией из официального источника опубликования, представленной административным истцом и заверенной работником библиотеки. Принимая во внимание, что Закон был официально опубликован в соответствующих источниках опубликования, размещен в сети Интернет, распространялся среди населения, суд пришел к выводу о доведении данного Закона до всеобщего сведения и его доступности, что соответствует положениям части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с отказом окружной избирательной комиссии в принятии документов, представленных Кузнецовым Г.И. для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы города Томска шестого созыва, не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку не относятся к предмету данного судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку приведенные в ней обстоятельства проверялись судом и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Томского областного суда от 18 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова Г.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2015 г. N 88-АПГ15-7
Текст определения официально опубликован не был