Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2015 г. N 19-АПГ15-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А., Горчаковой Е.В.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Правительства Ставропольского края, Губернатора Ставропольского края, Попова С.Ф. и Озманяна Г.И. на решение Ставропольского краевого суда от 22 июля 2015 года об удовлетворении заявлений Попова С.Ф., Озманяна Г.И. и заместителя прокурора Ставропольского края о признании недействующим приложения N 2 к постановлению Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года N 64-П "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Ставропольского края, Губернатора Ставропольского края Соколец М.А., объяснения представителя Попова С.Ф. и Озманяна Г.И. - Тарарушкина Р.В., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение незаконным и необоснованным и поэтому подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года N 64-П утверждён порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Приложением N 2 к названному Порядку установлены базовые размеры арендной платы за земельные участки в составе земель населенных пунктов Ставропольского края.
Попов С.Ф. и Озманян Г.И. обратились в суд с заявлениями о признании недействующей части 6 столбца 55 строки 7 приложения 2 в части установления базового размера арендной платы на пятый вид разрешенного использования земельных участков для города - курорта Ессентуки Ставропольского края в размере 18% с 11 декабря 2013 года.
Заместитель прокурора Ставропольского края просил признать недействующим полностью приложения N 2 к названному постановлению Правительства Ставропольского края.
Заявления мотивированы тем, что правовое регулирование влияет на необоснованное увеличение размера арендной платы и не согласуется с требованиями статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации и принципами и правилами размера арендной платы, регламентированными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Решением Ставропольского краевого суда от 22 июля 2015 года заявления Попова С.Ф., Озманяна Г.И. и заместителя прокурора Ставропольского края удовлетворены, приложение 2 к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утверждённому постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года N 64-П признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционных жалобах Правительство Ставропольского края и Губернатор Ставропольского края просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Тарарушкин Р.В., действующий в интересах Попова С.Ф. и Озманяна Г.И., просит решение суда отменить в части признания указанного акта недействующим со дня вступления решения суда в законную силу и признать его недействующим со дня вступления в силу оспариваемого приложения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при принятии оспариваемого акта не определялась доходность земельных участков рассматриваемых видов разрешённого использования, не приведено экономическое обоснование увеличения базовых ставок арендной платы и отсутствуют документальные и подробные обоснования повышения размера базовой ставки арендной платы, в том числе расчёта, которым руководствовался уполномоченный орган при установлении новых ставок.
С таким выводом согласиться нельзя.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (подпункты "в" и "к" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Использование земли является платным. Формами платы за пользование землёй является земельный налог и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункты 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года N 64-п утверждён Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 ноября 2013 года N 445-п внесены изменения в приложение N 2 к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утверждённому постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года N 64-п.
Из доказательств по делу усматривается, что оспариваемые базовые размеры арендной платы за земельные участки произвольными не являются, при их установлении учтены в полной мере предусмотренные федеральным законодательством объективные критерии принципа экономической обоснованности, а именно, виды функционального использования земель и виды разрешённого использования земельных участков в процентах от кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка на основании сведений органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края о размерах арендных платежей за земельные участки, расположенные на территории муниципальных образований.
Очевидно, что при таких обстоятельствах у суда нет оснований для вывода о несоблюдении принципа экономической обоснованности Правительством Ставропольского края при утверждении им оспариваемых Поповым С.Ф., Озманяном Г.И. и заместителем прокурора Ставропольского края базовых размеров арендной платы за земельные участки, в связи с чем, решение Ставропольского краевого суда от 22 июля 2015 года подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ставропольского краевого суда от 22 июля 2015 года отменить. Апелляционные жалобы Губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым Попову С.Ф., Озманяну Г.И. и заместителю прокурора Ставропольского края в удовлетворении заявлений о признании недействующим приложения N 2 к Постановлению Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года N 64-П "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" отказать.
Апелляционную жалобу представителя Попова С.Ф. и Озманяна Г.И. - Тарарушкина Р.В. оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2015 г. N 19-АПГ15-10
Текст определения официально опубликован не был