Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Глава 3. Порядок проведения выездных проверок

Глава 3. Порядок проведения выездных проверок

 

3.1. Подразделения Банка России проводят выездные проверки деятельности эмитента в случаях поступления:

обращения акционера и (или) инвестора, рассмотрение которого требует анализа значительного объема документов, получение которых невозможно без осуществления выезда по месту нахождения эмитента;

обращения акционера и (или) инвестора, содержащего требование о проведении проверки на общем собрании акционеров;

обращения правоохранительных органов Российской Федерации либо иных государственных органов с просьбой о проведении выездной проверки эмитента.

3.2. Для проведения выездной проверки формируется рабочая группа в составе не менее двух человек, в которую могут входить представители структурных подразделений центрального аппарата Банка России и (или) территориального учреждения Банка России, назначаются ее руководитель и члены рабочей группы. Документом, подтверждающим полномочия уполномоченных представителей Банка России на проведение выездной проверки, является поручение на проведение выездной проверки, которое передается уполномоченным представителям Банка России.

3.3. Поручение на проведение выездной проверки составляется в двух экземплярах в соответствии с приложением 1 к настоящему Указанию и скрепляется оттиском печати Банка России или территориального учреждения Банка России или печатью Службы (ее территориального подразделения).

3.4. Поручение на проведение выездной проверки должно содержать информацию о дате начала проверки, дате окончания проверки, виде проверки, об основаниях проведения, о вопросах, подлежащих проверке, проверяемом периоде, а также сведения о персональном составе уполномоченных представителей Банка России.

3.5. В случае необходимости, в том числе в случае изменения персонального состава рабочей группы, продления сроков проведения проверки, оформляется дополнение к поручению на проведение выездной проверки. Дополнение к поручению на проведение выездной проверки является неотъемлемой частью поручения на проведение выездной проверки.

Дополнение к поручению на проведение выездной проверки составляется в двух экземплярах в соответствии с приложением 2 к настоящему Указанию с учетом требований, определенных пунктом 3.3 настоящего Указания.

3.6. При проведении выездной проверки эмитента руководитель рабочей группы обязан:

ознакомить законного представителя (иное уполномоченное лицо) эмитента (далее - уполномоченный представитель эмитента) с его правами и обязанностями при проведении проверки;

выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;

обеспечить сохранность и возврат полученных оригиналов документов, а также их рассмотрение по месту нахождения эмитента;

обеспечить соблюдение уполномоченными представителями Банка России установленного режима работы и условий функционирования эмитента;

обеспечить сохранность ставших известными уполномоченным представителям Банка России сведений, связанных с деятельностью эмитента, составляющих его служебную, банковскую, налоговую, коммерческую и другую охраняемую законом тайну.

3.7. При осуществлении выездной проверки деятельности эмитента уполномоченные представители Банка России вправе:

получать доступ в места осуществления деятельности эмитента, получать и проверять документы и информацию эмитента;

запрашивать и получать от эмитента необходимые для проведения проверки информацию и документы, снимать с них копии;

требовать от эмитента выделения отдельного служебного помещения для уполномоченных представителей Банка России и оборудования его техническими средствами, необходимыми для проведения проверки;

при необходимости получать заверенные подписью уполномоченного представителя эмитента и оттиском печати эмитента (при наличии такой печати) копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки;

получать устные и письменные пояснения по вопросам деятельности эмитента;

получать доступ в режиме просмотра к информационным системам эмитента;

получать информацию из информационных систем эмитента в электронном виде.

3.8. При осуществлении выездной проверки на общем собрании акционеров положения пункта 3.7 настоящего Указания применяются к уполномоченным представителям Банка России с учетом указанных в настоящем пункте особенностей проведения проверки на общем собрании акционеров.

Уполномоченные представители Банка России наблюдают за всеми этапами проведения общего собрания акционеров, при этом уполномоченные представители Банка России не вправе влиять на ход его проведения, а также давать разъяснения по вопросам, связанным с подготовкой, созывом и проведением общего собрания акционеров.

При проведении выездной проверки на общем собрании акционеров уполномоченные представители Банка России вправе:

присутствовать при проверке полномочий и регистрации лиц, участвующих в общем собрании акционеров, при определении кворума общего собрания акционеров, при голосовании по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, при подсчете голосов и подведении итогов голосования на общем собрании акционеров;

требовать и получать (в том числе в электронном виде) документы (протоколы, справки, письменные объяснения и другие документы), их копии, связанные с подготовкой, созывом и проведением общего собрания акционеров, на котором осуществляется проверка;

требовать и получать от уполномоченных представителей эмитента устные разъяснения по существу вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания акционеров, на котором осуществляется проверка;

вести аудиозапись и (или) видеозапись.

3.9. Эмитент обязан содействовать проведению выездной проверки, в том числе совершать следующие действия по требованию руководителя рабочей группы:

обеспечивать уполномоченным представителям Банка России беспрепятственный доступ в места осуществления деятельности эмитента;

обеспечивать беспрепятственный доступ уполномоченных представителей Банка России в помещения других организаций, привлеченных эмитентом в соответствии с законодательством Российской Федерации для исполнения ее обязательств по договору, организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства эмитента;

предоставлять уполномоченным представителям Банка России рабочие места в отдельном служебном помещении эмитента;

обеспечивать уполномоченным представителям Банка России доступ к документам и информации эмитента;

исполнять в полном объеме требования уполномоченных представителей Банка России о представлении заверенных подписью уполномоченного представителя эмитента и оттиском печати эмитента (при наличии такой печати) копий документов эмитента, а также иные требования уполномоченных представителей Банка России в соответствии с пунктом 3.7 настоящего Указания.

3.10. Наличие сведений, содержащих коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, персональные данные, в документах (информации), необходимых для проведения выездной проверки, не может служить основанием для отказа в их представлении уполномоченным представителям Банка России.

Сведения, содержащие государственную тайну, запрашиваются и передаются рабочей группе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области защиты государственной тайны.

3.11. Выездная проверка деятельности эмитента проводится с предварительным уведомлением эмитента. Уведомление эмитента о проведении выездной проверки деятельности эмитента осуществляется посредством факсимильной, электронной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от Банка России, с обязательным последующим направлением уведомления о проведении проверки почтовым отправлением (с уведомлением о вручении или иным способом, обеспечивающим подтверждение получения уведомления организации) не позднее трех рабочих дней до даты начала выездной проверки деятельности эмитента, указанной в поручении на проведение выездной проверки.

К уведомлению о проведении выездной проверки деятельности эмитента прикладывается требование о представлении уполномоченным представителям Банка России документов (далее - требование о представлении документов), которые эмитент обязан представить в первый день проведения выездной проверки деятельности эмитента (первый день фактического прибытия уполномоченных представителей Банка России на место проведения выездной проверки) в соответствии с приложением 3 к настоящему Указанию.

В случае продления срока выездной проверки деятельности эмитента уведомление эмитента о продлении срока выездной проверки осуществляется в порядке, установленном настоящим пунктом, в срок не позднее чем за пять рабочих дней до даты окончания срока выездной проверки, установленного первоначально.

3.12. Началом проведения выездной проверки считается момент вручения уполномоченному представителю эмитента поручения на проведение выездной проверки.

3.13. Уполномоченный представитель Банка России вручает уполномоченному представителю эмитента первый экземпляр поручения на проведение выездной проверки.

Факт получения поручения на проведение выездной проверки удостоверяется на его втором экземпляре подписью уполномоченного представителя эмитента, получившего данное поручение.

Второй экземпляр поручения на проведение проверки остается у уполномоченного представителя Банка России.

3.14. После вручения поручения на проведение выездной проверки и ознакомления уполномоченного представителя эмитента с правами и обязанностями при проведении выездной проверки уполномоченные представители Банка России приступают к ее проведению путем изучения и анализа документов, представленных эмитентом согласно требованию о представлении документов и последующим требованиям, врученным уполномоченному лицу эмитента.

Передача документов для приобщения их к материалам выездной проверки оформляется актом приема-передачи документов.

3.15. Выездная проверка деятельности эмитента может быть окончена раньше срока, установленного поручением на проведение выездной проверки.

Поручившее выездную проверку деятельности эмитента должностное лицо Банка России вправе продлить проведение выездной проверки деятельности эмитента на срок до одного месяца в случаях:

значительного объема проверяемой информации;

непредставления эмитентом запрашиваемых документов в установленный срок;

выявления в результате рассмотрения представленных документов необходимости запроса и изучения дополнительных документов.

Максимальный срок проведения выездной проверки деятельности эмитента (с учетом возможных продлений) составляет три месяца.

Если последний день срока действия поручения на проведение выездной проверки приходится на выходной или нерабочий праздничный день, признаваемый таковым законодательством Российской Федерации, днем окончания этого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Срок проведения выездной проверки на общем собрании акционеров ограничивается сроком проведения наблюдаемого собрания акционеров.

3.16. По результатам проведения выездной проверки составляется акт выездной проверки деятельности эмитента или отчет о проведении выездной проверки на общем собрании акционеров (далее при совместном упоминании - акт (отчет) выездной проверки) в соответствии с приложениями 4 и 5 к настоящему Указанию в трех и одном экземпляре соответственно.

3.17. Акт (отчет) выездной проверки должен состоять из трех частей: вводной, аналитической и заключительной.

3.17.1. Во вводной части акта (отчета) выездной проверки должны содержаться сведения:

о дате и месте составления акта (отчета) выездной проверки;

о полном фирменном наименовании, основном государственном регистрационном номере, идентификационном номере налогоплательщика, а также о местонахождении эмитента;

об особенностях проведения и оформления результатов выездной проверки эмитента с указанием фактов противодействия проведению и (или) приостановления и (или) прекращения проверки, составления актов (отчетов) выездной проверки;

о рабочей группе, проводившей выездную проверку.

3.17.2. Структура аналитической части акта (отчета) выездной проверки определяется перечнем проверенных вопросов деятельности эмитента.

Аналитическая часть акта (отчета) выездной проверки должна содержать следующие сведения:

о достоверности учета (отчетности) эмитента;

о выявленных фактах (событиях) нарушений и недостатков в деятельности эмитента, не устраненных к моменту их выявления, с указанием места и времени совершения нарушений и конкретных положений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах и нормативных актов Банка России, требования которых были нарушены эмитентом;

об устранении эмитентом на дату окончания выездной проверки фактов (событий) выявленных нарушений и недостатков в деятельности эмитента, а также недостоверности учета (отчетности) эмитента.

В аналитической части акта (отчета) выездной проверки должны отражаться выводы рабочей группы по результатам выездной проверки эмитента.

3.17.3. Заключительная часть акта (отчета) выездной проверки должна содержать обобщенную информацию об основных результатах выездной проверки эмитента.

3.18. Акт выездной проверки деятельности эмитента должен быть составлен и зарегистрирован в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты окончания срока проведения проверки эмитента, указанного в соответствующем поручении на проведение выездной проверки (дополнении к поручению на проведение выездной проверки).

Первый и второй экземпляры акта выездной проверки деятельности эмитента направляются в адрес эмитента в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты его регистрации, с сопроводительным письмом или вручаются уполномоченному представителю эмитента под расписку.

Уполномоченный представитель эмитента обязан ознакомиться с актом выездной проверки деятельности эмитента в течение 10 рабочих дней с даты его получения, подписать с записью "с актом ознакомлен" и представить второй экземпляр акта выездной проверки деятельности эмитента в подразделение Банка России, проводившее выездную проверку, нарочным либо путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении и описью вложения.

В случае если уполномоченный представитель эмитента отказался от подписания акта выездной проверки деятельности эмитента либо не направил его в Банк России, по истечении 45 дней с даты направления Банком России акта выездной проверки деятельности эмитента, в третьем экземпляре акта выездной проверки деятельности эмитента уполномоченным представителем Банка России осуществляется соответствующая запись.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте выездной проверки деятельности эмитента, эмитент вправе приложить к нему письменные возражения по акту выездной проверки деятельности эмитента в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

3.19. Отчет о проведении выездной проверки на общем собрании акционеров должен быть составлен, подписан уполномоченными представителями Банка России и зарегистрирован в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты окончания выездной проверки на общем собрании акционеров.

В случае если протокол общего собрания акционеров не был составлен в день проведения данного собрания, протокол собрания и иные необходимые документы запрашиваются у эмитента предписанием о представлении документов. В таком случае отчет о проведении выездной проверки на общем собрании акционеров составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после получения от эмитента необходимых документов.

3.20. В случае выявления в ходе выездной проверки эмитента нарушений им законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах и нормативных актов Банка России копии документов, содержащие сведения о фактах нарушения, заверенные подписью уполномоченного представителя эмитента и скрепленные оттиском печати эмитента (при наличии такой печати), прилагаются к акту (отчету) выездной проверки. Копии документов, содержащие сведения о фактах нарушения законодательства Российской Федерации, являются неотъемлемой частью акта выездной проверки деятельности эмитента.

3.21. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) эмитентом обязанностей по содействию в проведении выездной проверки эмитента, определенных настоящим Указанием, считается противодействием проведению выездной проверки эмитента.

В качестве факта противодействия проведению выездной проверки эмитента могут быть признаны, в том числе:

отсутствие эмитента по его местонахождению (за исключением случаев, связанных с изменением местонахождения эмитента в установленном порядке);

непринятие мер к обеспечению беспрепятственного доступа уполномоченных представителей Банка России в здания и другие помещения эмитента;

отказ уполномоченного представителя эмитента от получения (приема) поручения на проведение выездной проверки, требования о представлении документов и (или) отказ от удостоверения факта получения (приема) данных документов;

отказ уполномоченного представителя эмитента от исполнения, неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанностей, установленных пунктом 3.9 настоящего Указания;

отказ уполномоченного представителя эмитента от исполнения, неисполнение либо несвоевременное исполнение требования о выполнении эмитентом иных действий в целях оказания содействия в проведении проверки.

3.22. В случае противодействия проведению выездной проверки составляется акт о противодействии проведению выездной проверки.

3.23. Акт о противодействии проведению выездной проверки составляется руководителем рабочей группы в двух экземплярах в соответствии с приложением 6 к настоящему Указанию.

Руководитель рабочей группы вручает второй экземпляр акта о противодействии проведению выездной проверки уполномоченному представителю эмитента.

Факт получения (приема) акта о противодействии проведению выездной проверки удостоверяется на всех экземплярах такого акта подписью уполномоченного представителя эмитента, получившего (принявшего) акт.

Уполномоченный представитель эмитента, получивший (принявший) акт о противодействии проведению выездной проверки, обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем его вручения (приема), передать (направить) его руководителю эмитента.

Если уполномоченный представитель эмитента отказался от получения (приема) акта о противодействии проведению проверки или от подписи, удостоверяющей факт получения (приема) данного акта, руководитель рабочей группы на всех экземплярах акта о противодействии проведению выездной проверки делает отметку "от получения акта о противодействии проведению выездной проверки отказался" или "от подписи, удостоверяющей факт получения (приема) акта о противодействии проведению выездной проверки, отказался" с указанием должности, фамилии, имени и отчества (при наличии последнего) уполномоченного представителя эмитента и даты отказа.

По решению должностного лица Банка России, подписавшего поручение на проведение выездной проверки, руководителю эмитента, совету директоров (наблюдательному совету) эмитента может быть направлен в том числе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, экземпляр акта о противодействии проведению проверки (его копия).

По решению должностного лица Банка России, подписавшего поручение на проведение выездной проверки, составление акта о противодействии проведению проверки может стать основанием для приостановления или прекращения данной проверки.

3.24. Факты противодействия проведению выездной проверки, зафиксированные в акте о противодействии проведению выездной проверки, являются основанием для применения к эмитенту мер в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.25. Нарушения требований законодательства Российской Федерации, выявленные в ходе выездной проверки и зафиксированные в акте (отчете) выездной проверки, являются основанием для применения к эмитенту мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном главой 4 настоящего Указания.