Представление Счетной палаты РФ от 16 сентября 2015 г. N ПР 14-196/14-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого характера и эффективности использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, выделенных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Сибирского федерального округа" в Правительстве Республики Алтай, по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. В соответствии с пунктом 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 сентября 2014 г. N Пр-2166 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в срок до 1 декабря 2014 года принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску затопления, подтопления. Ответственными за исполнение поручения определены высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
В целях выполнения поручения Президента Российской Федерации Правительством Республики Алтай принято распоряжение от 25 ноября 2014 г. N 660-р, утвердившее План мероприятий ("дорожная карта") по принятию мер, исключающих строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску затопления, подтопления.
Пунктом 1 указанного Плана мероприятий предусматривается принятие органами местного самоуправления нормативных правовых актов по исключению нового строительства в границах территорий затопления 2014 года до определения границ зон затопления и подтопления в соответствии с Правилами определения границ зон затопления, подтопления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360.
Муниципальными образованиями город Горно-Алтайск, Кош-Агачский район, Майминский район, Онгудайский район, Турочакский район, Чемальский район, Чойский район нормативные правовые акты об исключении нового строительства в границах территорий затопления 2014 года приняты с нарушением установленного срока (1 декабря 2014 года) от 6 до 165 дней.
2. В ходе проверки установлены факты нарушения сроков возврата не использованных по состоянию на 1 января 2015 года межбюджетных трансфертов, полученных из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Резервный фонд).
Так, платежными поручениями от 23 марта 2015 г. N 862847 в сумме 334,008 тыс. рублей и от 12 мая 2015 г. N 84213 в размере 0,017 тыс. рублей Министерство регионального развития Республики Алтай возвратило в федеральный бюджет неиспользованные на ликвидацию последствий паводка остатки средств Резервного фонда в общем объеме 334,025 тыс. рублей.
Таким образом, неиспользованные Министерством регионального развития Республики Алтай остатки средств федерального бюджета, полученные на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ возвращены в федеральный бюджет с нарушением сроков, установленных пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года) на 51 и 102 календарных дня соответственно.
3. В целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера на территории Республики Алтай администрациями муниципальных образований и учреждениями Республики (далее - Заказчики) в 2014 году заключено 185 контрактов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, в части средств выделенных из федерального бюджета на сумму 241 769,9 тыс. рублей.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), при осуществлении закупок заказчики используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Для случаев ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предусмотрен особый порядок осуществления закупки, установленный статьями 80 - 82 Федерального закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок,
Работа по предварительному отбору участников размещения заказа для заключения контрактов на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2014 год в Республике Алтай Заказчиками не проводилась.
В связи с отсутствием поставщиков, прошедших предварительный отбор, все контракты на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ заключены на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, то есть с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Основанием осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) является потребность в определенных товарах, работах, услугах, возникшая вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и нецелесообразность применения иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени.
По результатам контрольного мероприятия выявлены закупки, размещенные Заказчиками с нарушением Федерального закона о контрактной системе. В Республике Алтай заключено 46 контрактов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на общую сумму 159 146,8 тыс. рублей, по которым период времени со дня возникновения потребности (утверждение локальной сметы) до заключения контрактов составляет от 1 до 6 месяцев.
Продолжительность временных периодов до заключения контрактов указывает на то, что у Заказчиков имелась возможность контролировать ситуацию в течение определенного периода времени, что, в свою очередь, позволяло провести необходимые процедуры по осуществлению закупок конкурентными способами в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что решения органов местного самоуправления муниципальных образований Чойского, Турочакского, Усть-Коксинского, Чемальского, Онгудайского районов, руководства муниципальных учреждений муниципальных образований "Город Горно-Алтайск" и "Майминский район", руководства государственных учреждений Республики Алтай о закупке товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) приняты с нарушением требований, установленных частью 5 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе, в соответствии с которой заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
4. В нарушение подпунктов "г" и "д" пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 (далее - Правила выделения бюджетных ассигнований из Резервного фонда) Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай дважды произведены выплаты единовременной материальной помощи (далее - ЕМП) и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - ФП) 326 гражданам на сумму 5 690,0 тыс. рублей из средств Резервного фонда, полученных на финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий паводка. Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай по 87 гражданам проведена работа по возврату необоснованных (двойных) выплат ЕМП и ФП, в результате чего 1 920,0 тыс. рублей было возвращено на лицевой счет указанного министерства, часть из которых в размере 1 160,0 тыс. рублей возвращена в федеральный бюджет, а часть в размере 760,0 тыс. рублей на момент проведения контрольного мероприятия в федеральный бюджет не перечислялась. По оставшимся 239 гражданам, необоснованно (дважды) получившим выплаты ЕМП и ФП за счет средств Резервного фонда, работа по возврату бюджетных ассигнований в общей сумме 3 770,0 тыс. рублей в федеральный бюджет не проводилась.
5. В отсутствие в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" положений о возмещении ущерба причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, решениями органов местного самоуправления города Горно-Алтайска, Майминского и Чойского муниципальных районов Республики Алтай в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости включены 18 граждан иностранных государств, выплаты которым составили 1 300,0 тыс. рублей.
6. В ходе проверки установлено, что Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в 2014 году не было распределено государственным учреждениям социальной поддержки населения по муниципальным образованиям Республики Алтай 146 560,0 тыс. рублей, которые были возвращены в доход федерального бюджета по причине отсутствия необходимости в средствах Резервного фонда на выплату ЕМП и ФП.
Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай также возвращено в 2015 году в доход федерального бюджета 44 340,0 тыс. рублей из полученных на выплаты ЕМП и ФП по причине отсутствия необходимости в средствах. Кроме того, по состоянию на 1 июня 2015 года 1 570,0 тыс. рублей также остались нераспределенными для выплат ЕМП и ФП и находятся на лицевом счете Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Республики Алтай.
Таким образом, Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай не распределяло в 2014 году и проверяемом периоде 2015 года государственным учреждениям социальной поддержки населения по муниципальным образованиям Республики Алтай средства Резервного фонда на выплату ЕМП и ФП в общей сумме 192 470,0 тыс. рублей (190 900,0 тыс. рублей из которых возвращено в федеральный бюджет), что составляет 9,4% от средств, полученных в 2014 и 2015 годах на выплаты ЕМП иФП.
Вышеизложенные факты, в том числе включение в списки на выплаты ЕМП и ФП значительного количества граждан повторно, свидетельствуют о низком качестве подготовки органами местного самоуправления в Республике Алтай указанных списков.
7. Для защиты территории села Элекмонар Чемальского района Республики Алтай от затопления между администрацией Элекмонарского сельского поселения, в лице Главы сельской администрации В.С. Пригоженко, и ООО "Лесной", в лице директора А.В. Жукова, заключен муниципальный контракт от 5 июня 2014 г. N 16 на возведение временного защитного сооружения (дамба) на реке Катунь.
Выборочной проверкой установлено применение федеральных единичных расценок, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 253 "Об утверждении государственных сметных нормативов на строительные и специальные строительные работы в сфере градостроительной деятельности", который на момент составления локальной сметы на выполняемые объемы работ по возведению дамбы, утратил силу, в результате чего получателем бюджетных средств допущено необоснованное расходование средств федерального бюджета в размере 59,4 тыс. рублей.
Бюджетным учреждением здравоохранения Республики Алтай "Бюро судебно-медицинской экспертизы", в лице начальника Ю.А. Сабашкина, и ООО "Исмаил", в лице директора И.А. Нахметова, заключен договор подряда от 11 сентября 2014 г. N 7. Предметом указанного договора являлись работы по ремонту полов и укреплению фундамента в здании БУЗ Республики Алтай "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (здание лаборатории).
Выборочной проверкой установлен случай принятия и оплаты выполненных работ на сумму 49,1 тыс. рублей, не предусмотренных перечнем неотложных аварийно-восстановительных работ по пострадавшему объекту БУЗ Республики Алтай "Бюро судебно-медицинской экспертизы", установленным актом обследования к восстановлению, что также является необоснованным расходованием средств федерального бюджета и подлежит возврату.
Общая сумма необоснованно израсходованных средств федерального бюджета составила 108,5 тыс. рублей. Выявленные нарушения устранены в ходе контрольного мероприятия. Необоснованно израсходованные средства федерального бюджета, полученные в качестве иных межбюджетных трансфертов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, в сумме 108,5 тыс. рублей возвращены в федеральный бюджет (платежное поручение от 3 июля 2015 г. N 216804).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г, N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Республики Алтай необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков и предупреждению их совершения в дальнейшем, в том числе предлагается:
1. Принять меры к возврату средств федерального бюджета в сумме 4 530,0 тыс. рублей дважды выплаченных гражданам в целях оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, в том числе в судебном порядке.
2. Принять меры к возврату средств федерального бюджета в сумме 1 300,0 тыс. рублей, выплаченных иностранным гражданам в целях оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, в том числе в судебном порядке.
3. Принять меры по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушениях, выявленных в ходе контрольного мероприятия.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 4 сентября 2015 г. N 38К (1049).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации до 1 декабря 2015 года.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 16 сентября 2015 г. N ПР 14-196/14-03
Текст представления официально опубликован не был