Представление Счетной палаты РФ от 9 декабря 2015 г. N ПР 02-255/02/1-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на создание территориально обособленного инновационного центра "Иннополис" в 2012-2013 годах" в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, открытом акционерном обществе "Иннополис" (г. Казань, Республика Татарстан), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение пункта 74 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н, на балансе Минкомсвязи России (форма 0503171) по состоянию на октябрь 2015 года отражены финансовые вложения в акции ОАО "Иннополис" стоимостью 4 732 467,2 тыс. рублей.
Балансовый учет пакетов акций, сформированных в результате предоставления бюджетных инвестиций, производится органом, осуществляющим полномочия акционера, в сумме произведенных вложений при осуществлении операций по формированию балансовой стоимости финансовых активов.
В соответствии с условиями договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, заключенных Минкомсвязью России, Росимуществом и ОАО "Иннополис" в период 2012-2013 годов, полномочия акционера ОАО "Иннополис" осуществляет Российская Федерация в лице Росимущества.
Факт передачи Российской Федерации в лице Росимущества ценных бумаг (акций) указанного акционерного общества подтверждается выписками из реестра акционеров ОАО "Иннополис", справками об операциях, проведенных по лицевому счету федерального имущества, направляемыми ОАО "Иннополис" в период 2013 - 2014 годов в адрес Минкомсвязи России, а также выписками из реестра федерального имущества.
Таким образом, отражение финансовых вложений на балансе Минкомсвязи России в части учета акций ОАО "Иннополис" не является обоснованным, поскольку полномочия акционера ОАО "Иннополис" за Министерством не закреплены.
Отсутствие должного взаимодействия Росимущества и Минкомсвязи России в совокупности с фактом нарушения Минкомсвязью России пункта 74 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н, привело к "задвоению" в учете государственного имущества (акции ОАО "Иннополис"): на балансе Минкомсвязи России и на балансе Росимущества.
2. Одним из необходимых пунктов, подлежащих включению в договоры об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, является установление показателей эффективности использования открытым акционерным обществом предоставляемых бюджетных инвестиций, определяемых на 5-летний срок начиная с года предоставления бюджетных инвестиций, в том числе характеризующих финансовую устойчивость, долговую нагрузку и экономическую эффективность деятельности открытого акционерного общества.
Однако в ходе проверки выявлено, что состав и нормативные значения установленных договорами об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций показателей не отражают динамики финансового состояния ОАО "Иннополис" и, кроме того, позволяют достигать их, не обеспечивая достижения целей, установленных договорами.
Полный перечень показателей эффективности, утвержденных для их достижения в целях создания территориально обособленного инновационного центра "Иннополис" (далее - Центр "Иннополис"), включает:
показатель отношения заемных средств к уставному капиталу (отношение суммы долгосрочных и краткосрочных заемных средств к уставному капиталу на отчетную дату). Нормативное значение - "больше или равно 3" (далее - показатель 1);
показатель экономической эффективности деятельности (отношение выручки за отчетный период к уставному капиталу). Установленное нормативное значение - "больше 0" (далее - показатель 2);
показатель роста (неуменьшения) величины капитала (отношение суммы уставного капитала и добавочного капитала, отраженных в строках 1310 и 1350 бухгалтерского баланса за отчетный период, к сумме уставного капитала и добавочного капитала по тем же строкам баланса за период, предшествующий отчетному), нормативное значение - "больше или равно 1".
Иных показателей эффективности в договоре не установлено.
Установленное для показателя 1 нормативное значение "больше или равно 3" позволяет ОАО "Иннополис" привлекать заемные средства в размере до 14,6 млрд. рублей (расчетно). Составляющие показателя 1, а также составляющие иных установленных договором показателей не отражают возможностей ОАО "Иннополис" по обеспечению обязательств по привлеченным займам, не характеризуют обеспеченность заемных средств собственными средствами и не дают возможности оценить платежеспособность общества (возможность организации своевременно расплачиваться по своим обязательствам).
При установленном нормативном значении "больше 0" показатель 2 позволяет считать его выполненным при любом положительном значении выручки по результатам отчетного периода. Показатель не отражает финансового состояния ОАО "Иннополис" и не исключает убыточности общества.
Экономическая эффективность деятельности организации может быть оценена с помощью системы показателей для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Указанный перечень не является системой для оценки финансового состояния организации.
Таким образом, эффективность использования бюджетных инвестиций в уставный капитал ОАО "Иннополис" невозможно оценить с помощью показателей, установленных договорами об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций.
Показатели эффективности использования открытым акционерным обществом предоставляемых бюджетных инвестиций с установленными нормативными значениями не характеризуют финансовую устойчивость, долговую нагрузку и экономическую эффективность деятельности открытого акционерного общества.
При сформированных таким образом показателях эффективности условия договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, с одной стороны, не позволяют оценить эффективность использования бюджетных инвестиций в уставный капитал ОАО "Иннополис", с другой, не позволяют предъявить санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за недостижение показателей эффективности использования ОАО "Иннополис" предоставляемых бюджетных инвестиций.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Минкомсвязи России предлагается следующее.
Осуществляя права одной из сторон в договорах об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, заключенных Росимуществом, Минкомсвязью России и ОАО "Иннополис" в период 2012-2013 годов, совместно с Росимуществом:
1) обеспечить оперативное принятие согласованных решений по ликвидации "задвоенного" учета акций ОАО "Иннополис" на балансах главных распорядителей бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) обеспечить подтверждение передачи фактических затрат, понесенных Минкомсвязью России как главным распорядителем бюджетных средств в 2012-2013 годах, документальным оформлением приема-передачи Министерством на баланс Росимущества вложений в финансовые активы ОАО "Иннополис".
Рассмотреть вопрос о целесообразности утверждения формы передачи фактических затрат путем заключения дополнительного соглашения к договору об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций;
3) обеспечить содержание договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций приоритетными положениями, позволяющими акционеру (Российской Федерации) полноценно осуществлять контроль за целевым и эффективным расходованием эмитентом средств федерального бюджета, в частности, путем заключения дополнительного соглашения дополнить условия указанных договоров в части обязательств ОАО "Иннополис" показателями, позволяющими оценить эффективность использования бюджетных инвестиций, вложенных в уставный капитал общества.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 25 ноября 2015 г. N 53К(1064).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации до 1 июня 2016 года.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 декабря 2015 г. N ПР 02-255/02/1-03
Текст представления официально опубликован не был