Представление Счетной палаты РФ от 2 ноября 2015 г. N ПР 04-206/04-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования федеральным государственным унитарным предприятием "Главное управление по обеспечению деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации" средств федерального бюджета и федерального имущества в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года" на объектах: Министерство иностранных дел Российской Федерации (г. Москва, камерально); Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление по обеспечению деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации" (г. Москва); филиал "Строительное управление" федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление по обеспечению деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации" (г. Москва), по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение п. 3.10 Устава ФГУП "ГУО МИД России" резервный фонд в полном объеме не сформирован и составляет 2 077,43 тыс. рублей (3,8% уставного фонда), что является фактором риска, свидетельствующим о недостаточной финансовой устойчивости ФГУП "ГУО МИД России".
2. В нарушение требований раздела 5 Устава ФГУП "ГУО МИД России" в штатное расписание Предприятия введены должности исполнительного директора (а также 2 заместителей исполнительного директора), что может свидетельствовать о несоблюдении принципа единоначалия руководства унитарным предприятием, предусмотренного п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Это привело к увеличению фонда оплаты труда более чем на 3,6 млн. рублей в год и негативно отразилось на финансовом результате деятельности ФГУП "ГУО МИД России".
3. В штатном расписании ФГУП "ГУО МИД России" в составе Управления по эксплуатации зданий и сооружений предусмотрена должность "заведующий общежитием", которую на условиях совместительства занимает заместитель начальника управления службы управления персоналом ФГУП "ГУО МИД России". Жилые помещения (общежитие), расположенные по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, дом 37, корпус 1, закреплены на праве оперативного управления за Министерством иностранных дел Российской Федерации*(1). С 2007 года до настоящего времени без оформления договорных отношений с МИДом России ФГУП "ГУО МИД России" осуществляет обязанности наймодателя указанных помещений общежития, их эксплуатацию, предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг нанимателям. Расходы Предприятия на выплату заработной платы "заведующей общежитием" за 2013 год - первое полугодие 2015 года суммарно составили 371,2 тыс. рублей.
4. За весь период после утверждения Стратегии развития ФГУП "ГУО МИД России" на 2012 - 2016 годы*(2) документ не актуализировался, как это предусмотрено пунктом 5.7. Методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 ноября 2011 г. N 683. Не внесены изменения, касающиеся изменения структуры Предприятия, в том числе после прекращения функционирования филиала "Автопредприятие". В перечень мероприятий и план график их выполнения, разработанный в целях реализации Стратегии развития, изменения также не вносились. Показатели, характеризующие достижение поставленных целей, не разработаны, что не позволяет оценить степень реализации Стратегии развития ФГУП "ГУО МИД России".
5. Программы деятельности ФГУП "ГУО МИД России" на 2013, 2014 и 2015 годы в нарушение п. 1 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий*(3) не соответствуют утвержденной форме и не содержат: информацию о выполнении программы деятельности в предыдущем году, о ходе ее реализации и ожидаемых результатах в текущем году; анализ причин отклонения (в том числе ожидаемого) фактических показателей деятельности Предприятия от утвержденных; данные об основных мероприятиях по достижению целей и выполнению задач, определенных стратегией развития Предприятия, а также планируемые значения показателей его деятельности.
6. В нарушение п. 2 Порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. N 1116, отчетность ФГУП "ГУО МИД России" размещена на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в сети "Интернет" с нарушением установленных сроков и не в полном объеме. Кроме того, в нарушение п. 7 указанного Порядка отчетности на официальном сайте ФГУП "ГУО МИД России" указанная информация не размещена.
7. В нарушение п. 3 Порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. N 1116, в докладах руководителя о финансово-хозяйственной деятельности Предприятия отсутствует информация о показателях достижения целей и задач, определенных Стратегией развития. Информация о достижении Предприятием показателей экономической эффективности его деятельности (за 2013 год), а также утвержденных основных экономических показателей деятельности предприятия представлена не в полном объеме. Отсутствуют также данные об использовании прибыли, остающейся в распоряжении Предприятия.
В нарушение п. 3 Порядка отчетности руководителя доклады о финансово-хозяйственной деятельности Предприятия на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в сети "Интернет" не размещались.
8. В нарушение п. 3 ст. 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также абз. 5 п. 3.6 Устава ФГУП "ГУО МИД России" в отсутствие согласия МИД России ФГУП "ГУО МИД России" в 2014 году совершены крупные сделки общей стоимостью 14 373,0 тыс. рублей, которые на основании п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть признаны недействительными.
9. ФГУП "ГУО МИД России" практикуется использование государственных дач (Московская обл., Химкинский район, пос. Новогорск, дача N 85 и Одинцовский район, с. Перхушково, Лесной пр-д, д. 13 с прилегающими к строениям земельными участками) путем заключения договоров предоставления "услуг отдыха физическим лицам", что, по сути, является "скрытым" наймом. Проверка показала, что в расчет платежей по заключенному договору использования дачи в с. Перхушково не включены эксплуатационные расходы Предприятия. В результате сумма недополученных доходов ФГУП "ГУО МИД России" за 2013-2015 годы составила 249,1 тыс. рублей.
10. В нарушение распоряжения Территориального управления Росимущества по г. Москве от 14 апреля 2015 г. N 398 до настоящего времени не осуществлена передача объекта "Калчуга - 2" от ФГУП "ГУО МИД России" МИДу России, вследствие чего МИДом России не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на рассматриваемый комплекс, а также оформление земельно-правовых отношений.
11. До настоящего времени не исполнено распоряжение ТУ Росимущества по г. Москве от 18 апреля 2005 г. N 402-р (п. 4) в части оформления договоров аренды 4 земельных участков в г. Москве и Московской области общей площадью 2,66 га, что привело к недополучению доходов федерального бюджета в течение более 9 лет.
12. Выявлены нарушения Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц":
в нарушение ч. 3 ст. 3 в Положении о закупках для предусмотренной закупки у единственного поставщика не установлен порядок ее осуществления, что не исключает коррупционных рисков, учитывая, что большая часть договоров заключена Предприятием на условиях закупки у единственного поставщика;
установлены факты несоблюдения ФГУП "ГУО МИД России" принципов информационной открытости закупки, необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки товаров, работ, услуг, предусмотренных п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 3, что создает коррупциогенные риски;
в нарушение п. 4 ч. 19 ст. 4 в единой информационной системе не размещены сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, Предприятием в 2013 году допускались нарушения Положения о закупках ФГУП "ГУО МИД России", утвержденного приказом Предприятия от 21 февраля 2012 г. N 31/1, при принятии решений о заключении договоров с поставщиками услуг как с единственными исполнителями по основаниям, не предусмотренным п.п. 5.8. и 7.7 указанного Положения.
Установлены случаи опубликования документов о проведении конкурсных процедур после принятия решений и подписания протоколов о подведении итогов проведенных процедур, что является нарушением п. 8.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГУП "ГУО МИД России".
13. В отсутствие должного внутреннего финансового контроля, предусмотренного п. 1 ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", ФГУП "ГУО МИД России" допущены нарушения в вопросах организации и ведения бухгалтерского учета:
в нарушение п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01)*(4), п. 3.1 Учетной политики на 2013 и Учетной политики на 2014 год*(5) в составе основных средств Предприятия излишне учтены товарно-материальные ценности общей стоимостью 5 050,6 тыс. рублей;
в нарушение п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, п. 2.4 Положения по учетной политике на 2014 год Предприятием в 2014 году не проведена инвентаризация основных средств по отдельным объектам общей стоимостью 3 299,1 тыс. рублей. В нарушение п. 3.7. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств инвентаризация арендованных основных средств Филиалом "Строительное управление" в проверенном периоде не проводилась;
в нарушение п. 3.1 Положения по учетной политике Предприятия за 2013 и 2014 годы, Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета), не приняты на забалансовый учет арендуемые Предприятием земельные участки общей стоимостью 64 361,7 тыс. рублей и арендуемые Филиалом "Строительное управление" помещения общей стоимостью 5 629,8 тыс. рублей в 2013 году и 5 920,1 тыс. рублей в 2014 году;
в нарушение Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета, п. 3.1 Положения по учетной политике Предприятия за 2013-2014 годы имущество, переданное Предприятием в аренду ООО "КОНКОРД М" на общую сумму 849,8 тыс. рублей не учтено в составе доходных вложений в материальные ценности;
в нарушение п. 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99*(6) Предприятием по состоянию на 30 июня 2015 года не начислена арендная плата за 2 квартал 2015 года на общую сумму 2 252,42 тыс. рублей, что привело к занижению суммы кредиторской задолженности Предприятия;
в нарушение Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета банковские гарантии, полученные Предприятием на общую сумму 227 398,4 тыс. рублей, в 2013 году не приняты на забалансовый учет;
в нарушение п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)*(7) порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам в учетной политике Предприятием не определен и не закреплен. При создании резерва по сомнительным долгам Предприятием не проводилась работа по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично, как это предусмотрено п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н. Работа по взысканию дебиторской задолженности, проводимая Предприятием, являлась неэффективной;
в нарушение п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, данные инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной в 2013 году, занижены на 9 254,4 тыс. рублей. В нарушение п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, Предприятием необоснованно списана в 2014 году дебиторская задолженность ООО "КИМ-ЭНЕРГО" с истекшим сроком исковой давности на сумму 1 434,1 тыс. рублей, не включенная в приказ руководителя Предприятия. В нарушение Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета списанная дебиторская задолженность в общей сумме 6 305,6 тыс. рублей в 2013 году не принята к забалансовому учету.
В Филиале "Строительное управление" в нарушение п. 77 и 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, списание дебиторской и кредиторской задолженностей, по которым истек срок исковой давности, не оформлялось приказом руководителя. Списанная дебиторская задолженность (за исключением дебиторской задолженности, отнесенной на счет резерва сомнительных долгов) не принята Филиалом к забалансовому учету.
По состоянию на дату проведения контрольного мероприятия в бухгалтерском учете Предприятия значилась недостача в сумме 10 790,7 тыс. рублей, установленная по результатам проведенной в 2014 году инвентаризации товарно-материальных ценностей и только в период проведения контрольного мероприятия Предприятием принят ряд мер по установлению причин ее образования: проведено служебное расследование, установлены причины образования недостачи в сумме 7 057,8 тыс. рублей - допущенные технические ошибки в электронном учете товарно-материальных ценностей; в суды г. Москвы и Московской области 16 сентября 2015 года поданы три исковых заявления о взыскании с виновных работников материального ущерба на общую сумму 3 732,9 тыс. рублей.
На текущий момент ущерб, нанесенный имуществу Предприятия, не возмещен.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" ФГУП "ГУО МИД России" предлагается следующее:
1. В соответствии с п. 3.10. Устава Предприятия принять меры по формированию резервного фонда ФГУП "ГУО МИД России" в размере не ниже 5% его уставного фонда.
2. Привести штатное расписание Предприятия в соответствие с требованиями раздела 5 Устава ФГУП "ГУО МИД России".
3. Оформить с МИДом России договорные отношения о порядке и условиях эксплуатации, выполнения профилактических и ремонтных работ, предоставления коммунальных и эксплуатационных услуг нанимателем жилых служебных помещений, а также обеспечения обязанности по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета нанимателей и членов их семей по месту их пребывания в отношении помещений общежития, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, дом 37, корпус 1.
4. Внести изменения в Стратегию развития ФГУП "ГУО МИД России" на 2012 - 2016 годы, предусмотрев в ней показатели, характеризующие достижение поставленных целей развития Предприятия.
5. В Программу деятельности ФГУП "ГУО МИД России" на 2016 год включить информацию о выполнении программы деятельности в 2015 году, о ходе ее реализации и ожидаемых результатах в текущем году; анализ причин отклонения (в том числе ожидаемого) фактических показателей деятельности Предприятия от утвержденных; данные об основных мероприятиях по достижению целей и выполнению задач, определенных стратегией развития Предприятия, а также планируемые значения показателей его деятельности.
6. Включить в доклад о финансово-хозяйственной деятельности и отчет руководителя ФГУП "ГУО МИД России" за 2015 год информацию, предусмотренную пунктами 2 и 3 Порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. N1116. Обеспечить размещение докладов о финансово-хозяйственной деятельности ФГУП "ГУО МИД России" на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в сети "Интернет".
7. Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц Предприятия, допустивших нарушение п. 15 ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также абз. 5 п. 3.6 Устава ФГУП "ГУО МИД России" при совершении крупных сделок без согласования с МИДом России.
8. Рассмотреть вопрос о приведении правоотношений по предоставлению государственных дач в пользование в соответствие с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
9. Обеспечить выполнение распоряжения Территориального управления Росимущества по г. Москве от 14 апреля 2015 г. N398 по передаче объекта "Калчуга - 2" от ФГУП "ГУО МИД России" МИДу России.
10. Оформить в установленном порядке договоры аренды земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Перхушково, Лесной пр-д, д. 13; г. Москва, ул. В. Кожиной, вл. 11; Московская область, Щелковский р-н, с.п. Анискинское, п. Юность, (2 участка).
11. Внести изменения в Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГУП "ГУО МИД России", установив в нем порядок закупки у единственного поставщика.
12. Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц Предприятия, допустивших нарушения Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц":
при принятии решения о заключении договоров на поставку товаров, оказание услуг, проведение работ с единственным поставщиком (исполнителем) по основаниям, не предусмотренным Положением о закупках ФГУП "ГУО МИД России";
допустивших необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки при проведении закупочных процедур;
при опубликовании документов о проведении конкурсных процедур после принятия решений и подписания протоколов о подведении итогов проведенных процедур;
13. Разместить в единой информационной системе сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных в проверяемом периоде по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
14. Устранить выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в вопросах организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе:
исключить из состава основных средств Предприятия излишне учтенные товарно-материальные ценности общей стоимостью 5 050,6 тыс. рублей;
учесть имущество, переданное Предприятием в аренду ООО "КОНКОРД М" на общую сумму 849,8 тыс. рублей в составе доходных вложений в материальные ценности;
установить порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам в учетной политике Предприятия;
принять к забалансовому учету Филиала "Строительное управление" списанные дебиторскую и кредиторскую задолженности, по которым истек срок исковой давности.
15. Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших вышеуказанные нарушения порядка организации и ведения бухгалтерского учета.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 22 октября 2015 г. N 46К(1057).
О принятых мерах по результатам рассмотрения содержания представления необходимо уведомить в письменной форме Счетную палату Российской Федерации до 1 февраля 2016 года.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
_____________________________
*(1) В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31 октября 2014 г. N 997.
*(2) Утверждена решением Комиссии по анализу эффективности и решению других вопросов деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных МИД России, в июне 2012 года.
*(3) Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий".
*(4) Утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н.
*(5) Положение по "Учетной политике для целей налогообложения ФГУП "ГУО МИД России" на 2013 год утверждено приказом Предприятия от 28 декабря 2012 г. N 135, Учетная политика "для целей бухгалтерского и налогового учета на 2014 год" утверждена приказом Предприятия от 9 января 2014 г. N 1.
*(6) Утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.
*(7) Утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 2 ноября 2015 г. N ПР 04-206/04-02
Текст представления официально опубликован не был