Представление Счетной палаты РФ от 29 апреля 2015 г. N ПР 03-57/03-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого расходования средств федерального бюджета в 2012 - 2014 годах (при необходимости в более ранние периоды) на разработку, создание, модернизацию, сопровождение современных технологий, в том числе информационных технологий, и практики их применения таможенными органами" на объектах ФТС России, Центральное информационно-техническое таможенное управление ФТС России, Южное таможенное управление ФТС России, Ростовская таможня ЮТУ ФТС России, Российская таможенная академия ФТС России по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В рамках реализации Проекта по модернизации информационной системы таможенных органов, осуществляемого за счет средств займа между Российской Федерацией (председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации, полномочия которого определены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2003 г. N 504) и Международным банком реконструкции и развития (Соглашение о займе 4689 RU) ФТС России был заключен государственный контракт от 28 декабря 2009 года "Разработка и внедрение интегрированных компонентов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, автоматизирующих ключевые рабочие процессы таможенного дела".
Целью контракта была определена разработка и внедрение интегрированных полнофункциональных ключевых компонентов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.
Вместе с тем, результаты реализации контракта свидетельствуют о недостижении цели его заключения: разработанные информационные средства - интегрированные компоненты ЕАИС в деятельность таможенных органов в полной мере не внедрены. Общая сумма средств, израсходованных на создание указанных программных средств, составила 442,3 млн. рублей. На приобретение оборудования для обеспечения эксплуатации указанных автоматизированных средств было израсходовано 257,8 млн. рублей.
В то же время происходит моральное и технологическое устаревание разработанных и не используемых интегрированных компонентов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.
2. В таможенных органах эксплуатируется 2 648 систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов (СТСО ДРМ) "Янтарь".
Вместе с тем с 1 июля 2011 года не решен вопрос об использовании 30 комплектов указанного оборудования, освободившегося с момента снятия таможенного контроля на российско-казахстанском участке государственной границы Российской Федерации, общей балансовой стоимостью 87 281,43 тыс. рублей.
3. Нерационально используются программно-технические комплексы сбора, передачи и контроля в "on-line" режиме информации, полученной с применением инспекционно-досмотрового комплекса (далее - ПТК "Контроль ИДК"), которые приобретены в количестве 56 штук на сумму 119 992,5 тыс. рублей.
Так, из 13 мобильных инспекционно-досмотровых комплексов Южного таможенного управления ПТК "Контроль ИДК" в 6-ти мобильных инспекционно-досмотровых комплексах не установлен, на 7 мобильных инспекционно-досмотровых комплексах не применяется.
4. ФТС России не решен вопрос о введении в действие аналитического показателя "Эффективность применения сегментов Ведомственной автоматизированной управляющей информационной системы оперативного реагирования на обнаружение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов через государственную границу Российской Федерации (ВАУИС)", что затрудняет определение эффективности применения таможенными органами сегментов ВАУИС, в то время как общие расходы федерального бюджета на ВАУИС и ВЛЗ составили свыше 250,7 млн. рублей.
5. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в таможенных органах должна проводиться инвентаризация активов и обязательств. Во исполнение решения Коллегии ФТС России от 25 мая 2012 года и приказа ФТС России от 28 июня 2012 г. N 1242 в течение 2012 года проведена инвентаризация программных продуктов с целью выявления устаревших или не применяемых в деятельности таможенных органов.
Согласно пункту 3 Акта инвентаризации Фонда алгоритмов и программ ФТС России подлежала исключению из ФАП ФТС России, списанию с баланса Центрального информационно-технического таможенного управления (далее - ЦИТТУ) и уничтожению установленным порядком утратившая актуальность и практическую потребность научно-техническая продукция за период с 1 января 1999 года по 31 декабря 2006 года. В ходе проверки материалов по выполнению данного пункта предоставлено не было.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в предоставленном ЦИТТУ перечне всех программных средств, содержащихся в Фонде алгоритмов и программ, состоит 95 программных продуктов, в то время как в перечне используемых на февраль 2015 года представлено 88 программных продуктов. При сравнительном анализе выявлено что, в ФАП не указаны 4 используемых продукта, такие как: АПС "Лицевые счета", КПС "Обмен данными", АПС "Платежи-Анализ", КПС "Таможенная часть ЭДТиТС", а в используемых продуктах отсутствуют 11 программных продуктов: АС "Управление НСИ", АИС БД "Экспертиза", АПС "Категорирование", ИРС "Доход", КПС "СРТК ВВНВ-У", КПС "Гаранты", КПС "Гарантии", КПС "Таможенная часть ЭДТиТС", КПС "Визуализация", КПС "Статистическая отчетность", КПС "Административные правонарушения", включенных в ФАП.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной таможенной службе предлагается следующее:
1. Обеспечить внедрение в деятельность таможенных органов интегрированных ключевых компонентов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в соответствии с изначальной концепцией её создания, целями и задачами.
2. Обеспечить рациональное использование систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов (СТСО ДРМ) "Янтарь", освободившихся с момента снятия таможенного контроля на российско-казахстанском участке государственной границы Российской Федерации.
3. Провести служебную проверку фактов выявленных недоработок программно-технических комплексов сбора, передачи и контроля в "on-line" режиме информации, полученной с применением ИДК (ПТК "Контроль ИДК"), снижающих эффективность таможенного контроля с использованием ИДК, с целью определения причин недоработок и связанного с ними длительного неиспользования оборудования, приобретенного за счет средств федерального бюджета.
4. Предпринять необходимые меры для осуществления требуемой модернизации Ведомственной автоматизированной управляющей информационной системы оперативного реагирования на обнаружение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов через государственную границу Российской Федерации и введения в действие аналитического показателя "Эффективность применения сегментов Ведомственной автоматизированной управляющей информационной системы оперативного реагирования на обнаружение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов через государственную границу Российской Федерации (ВАУИС)".
5. Произвести инвентаризацию Фонда алгоритмов и программ ФТС России с целью выявления устаревших или не применяемых в деятельности таможенных органов учетных единиц и внести предложения руководству ФТС России об их дальнейшем использовании.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 апреля 2015 г. N 15К (1026).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации к 12 января 2016 года.
Аудитор |
С.И. Штогрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 29 апреля 2015 г. N ПР 03-57/03-03
Текст представления официально опубликован не был