Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "А-Медиа" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по туризму (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке и внедрению программного обеспечения, предназначенного для информационной поддержки туристов и информационного взаимодействия с ИС "Электронная путевка" (номер извещения 0173100006515000075) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя, а также дополнения к жалобе от 16.11.2015 N 31/11-2015 на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации в рамках гарантийного обслуживания программного обеспечения, предназначенного для информационной поддержки туристов и информационного взаимодействия с ИС "Электронная путевка" неправомерно предусмотрена закупка аренды и предоставление программно-аппаратных средств.
2. Конкурсная документация содержит ненадлежащие сроки выполнения работ, что ограничивает количество участников закупки.
3. Конкурсная документация не содержит надлежащего перечня информационных систем федеральных органов исполнительной власти, с которыми должна взаимодействовать создаваемая автоматизированная система также требований к такому взаимодействию.
4. В Конкурсной документации отсутствуют функциональные, технические и качественные характеристики мобильных устройств, в случае закупки которых Заказчик обязан выбрать способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
5. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Качество работ" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 09.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 30 000 000 рублей;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 23.11.2015.
В Конкурсную документацию внесены изменения от 05.11.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно разделу 1 "Назначение и цели создания системы" Технического задания Конкурсной документации система состоит из мобильного приложения (далее МПТ) и серверной части - информационно-цифровой коммуникационной платформы (далее Платформы). МПТ работает на мобильных устройствах пользователей \ туристов с уже установленной операционной системой на iOS (версия 8.0 и выше) и Android (версия 4.4 и выше). Установка МПТ на пользовательские мобильные устройства обеспечивается через инструменты AppStore, GooglePlay.
Разделом 4 "Состав и содержание работ по созданию системы" Технического задания Конкурсной документации установлены работы по развитию Системы осуществляют в соответствии с порядком, применяемым для создания автоматизированных систем:
1. Разработка техно-рабочего проекта на Систему;
2. Разработка программного обеспечения Системы:
2.1. Разработка непосредственно мобильного приложения туриста;
2.2. Разработка информационно-цифровой коммуникационной платформы;
2.3. Определение транспортного и разработка логического протокола общения МПТ и информационно-цифровой коммуникационной платформы;
2.4. Разработка функционала информационно-цифровой коммуникационной платформы по подключению к внешним источникам;
2.5. Разработка и выпуск сопутствующей документации согласно разделу "Требования к документации".
3. Подключение информационно-цифровой коммуникационной платформы к внешним источникам данных (информационные системы Ростуризма и ФИОВ). Допускается использование имитирующих программ при отсутствии реального тракта передачи данных с внешними источниками данных. Разработка имитирующей программы возлагается на Исполнителя.
4. Первичное наполнение Системы справочными данными (справочники, источники информации RSS каналы, новостные ленты), состав определяется по результатам проектирования.
5. Подготовить необходимые материалы и документы для размещения программного обеспечения мобильного приложение Туриста в электронных магазинах GooglePlay и Apple Store.
Разместить на ресурсах Исполнителя (собственных или арендуемых), и обеспечить в рамках гарантийной поддержке эксплуатацию системы в части информационно-цифровой платформы и поддержку ее работоспособности в течении одного календарного года, с момента приемки Заказчиком работ".
В Техническом задании Конкурсной документации установлены требования о соответствии выполняемых работ ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы", ГОСТ 34.601-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания", ГОСТ 34.603-92 "Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем".
Представители Заказчика пояснили, что исходя из вышеуказанного требования, установленного в Конкурсной документации следует, что создание системы включает в себя их испытания (предварительные, приемочные), ввод в опытную и постоянную эксплуатацию, в связи с чем наполнение системы данными и размещение на собственных или арендуемых ресурсах исполнителя, обеспечение в рамках гарантийной поддержки эксплуатации системы в части информационно-цифровой платформы взаимосвязаны и являются элементами создания и эксплуатации.
Представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие, что работы, являющиеся объектом закупки, ограничивают количество участников закупки, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 5.4 "Сроки проведения предварительных и приемочных испытаний" Конкурсной документации предварительные испытания должны быть начаты в срок до 11 декабря 2015 года и завершены в срок до 17 декабря 2015 года если иное не определено Контрактом между исполнителем и Заказчиком.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что срок исполнения контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлены доказательств подтверждающих, что указанные сроки ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации объектом закупки является Выполнение работ по разработке и внедрению программного обеспечения, предназначенного для информационной поддержки туристов и информационного взаимодействия с ИС "Электронная путевка" строительство централизованного архивохранилища Центрального федерального округа, г. Калуга.
Техническое задание Конкурсной документации предусматривает, что платформа работает на базе отдельного программно-аппаратного комплекса (серверов, оборудования, общего и специализированного программного обеспечения). Платформа может интегрироваться с информационными системами Ростуризма и Федеральных Органов Исполнительной Власти (ФОИВ), обеспечивающих надлежащее информирование пользователей.
В соответствии с разъяснением, опубликованным на Официальном сайте 22.10.2015 "исполнитель выполняет интеграционные работы с информационными системами ФОИВ: Ростуризм, МЧС, МИД напрямую и без участия Заказчика".
Также разъяснение от 23.10.205 на вопрос: "С какими системами каких ФОИВ должна взаимодействовать создаваемая Система?" дает следующий ответ: "МЧС, Ростуризм (указано в Техническом задании). Остальные ФОИВ выбираются Участником по собственному усмотрению".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлено надлежащего перечня информационных систем федеральных органов исполнительной власти, с которыми должна взаимодействовать создаваемая автоматизированная система, а также не установлены требования к такому взаимодействию, что не позволяет сформировать заявку на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р.
Объектом закупки является выполнение работ по разработке и внедрению программного обеспечения, предназначенного для информационной поддержки туристов и информационного взаимодействия с ИС "Электронная путевка".
Представители Заказчика сообщили, что объект закупки относится к коду 72.22.12.110 ОКПД, который не включен в Перечень, в связи с чем Заказчик не обязан в рассматриваемом случае проводить электронный аукцион.
Также представители Заказчика пояснили, что Конкурсная документация не содержит функциональные, технические и качественные характеристики мобильных устройств в связи с тем, что поставка мобильных устройств не входит в предмет закупки.
Представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов.
Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценок: Цена контракта (Значимость критерия 30%);Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (Значимость критерия 65%); Квалификация участников закупки (Значимость критерия 5%).
Конкурсной документацией по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество работ".
Изучив Конкурсную документацию Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Качество работ" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, регламентирует, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту "размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия)" Информационной карты Конкурсной документации: "срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
Вместе с тем, Заказчиком в п. 9.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: "срок действия Контракта устанавливается с даты его подписания и действует до исполнения Сторонами всех своих обязательств".
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что из положений Конкурсной документации невозможно установить конкретный срок действия банковской гарантии в качестве обеспечения государственного контракта.
Таким образом, действия Заказчика, нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "А-Медиа" обоснованной в части не установления в Конкурсной документации надлежащего перечня информационных систем федеральных органов исполнительной власти, с которыми должна взаимодействовать создаваемая автоматизированная система, а также требований к такому взаимодействию.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 50, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 16.11.2015 N К-1540/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 ноября 2015 г. N К-1540/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был