Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Спецстрой" (далее - Заявитель) на действия Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Заказчик) при проведении ООО "ЭКОНОМ ГРУПП" (далее - Специализированная организация), ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" (далее - Уполномоченный орган), Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение инженерно-производственного комплекса работ по ремонту асфальто-бетонного покрытия объектов улично-дорожной сети г. Москвы в 2015-2016 гг. (Городская магистральная сеть) (ДЖКХИБ). (номер извещения 0173200001415000902) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Специализированной организацией, Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Специализированной организацией неправомерно объединивших в один предмет торгов (один лот) выполнение работ по ремонту асфальто-бетонного покрытия объектов улично-дорожной сети города Москвы, расположенных в разных административных районах города Москвы, что ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика, не согласились с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Специализированной организацией Конкурса, Заказчик, Уполномоченный орган, Специализированная организация действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение обращения с 13.11.2015 на 16.11.2015.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 12.10.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 800 288 568,56 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
1. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации предметом контракта является выполнение инженерно-производственного комплекса работ по ремонту асфальто-бетонного покрытия объектов улично-дорожной сети г. Москвы в 2015-2016 гг. (Городская магистральная сеть) (ДЖКХИБ).
В соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации, необходимо осуществить выполнение работ на различных объектах, расположенных в различных административных районах города Москвы (МКАД, ТТК, Садовое Кольцо, магистральные улицы общегородского пользования).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком, Уполномоченным органом, Специализированной организацией объекта закупки путем объединения в один лот выполнение инженерно-производственного комплекса работ по ремонту асфальто-бетонного покрытия объектов улично-дорожной сети города Москвы в 2015-2016 гг. (Городская магистральная сеть) (ДЖКХИБ), расположенных в разных административных районах города Москвы, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, Специализированной организации установивших в Конкурсной документации требования по выполнению инженерно-производственного комплекса работ по ремонту асфальто-бетонного покрытия объектов улично-дорожной сети города Москвы в 2015-2016 гг. (Городская магистральная сеть) (ДЖКХИБ), расположенных в разных административных районах города Москвы , влекут за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
Цена контракта - значимость критерия: 60 % (далее - критерий N 1).
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. - значимость критерия: 40 % (далее - критерий N 2)
В рамках критерия N 2 установлены в том числе показатели:
Показатель: "опыт участника по успешному выполнению работ".
Коэффициент значимости показателя: 0,5
Порядок оценки заявок по показателю.
Оценка производится в соответствии со шкалой оценки:
1. Заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме до 50 млн. рублей включительно присваивается 15 баллов;
2. Заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей включительно присваивается 30 баллов;
3. Заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме от 100 млн. рублей до 200 млн. рублей включительно присваивается 45 баллов;
4. Заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме от 200 млн. рублей до 300 млн. рублей включительно присваивается 60 баллов;
5. Заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме от 300 млн. рублей до 400 млн. рублей включительно присваивается 75 баллов;
6. Заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме от 400 млн. рублей до 500 млн. рублей включительно присваивается 90 баллов;
7. Заявке с подтвержденным опытом успешного выполнения работ сопоставимого характера в объеме свыше 500 млн. рублей присваивается 100 баллов;
8. 0 (ноль) баллов присваивается заявке участника не имеющего опыта выполнения работ сопоставимого характера, в том числе за требуемый период, либо если опыт выполнения работ не подтвержден документально, либо если представленный в подтверждение опыта выполнения работ контракт(ы) (договор(ы)) исполнен(ы) с штрафными санкциями со стороны Заказчика или расторгнут(ы) по решению Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в установленном Заказчиком, Уполномоченным органом, Специализированной организацией порядке оценки по данному показателю отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений по указанному показателю.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, Специализированной организации не установившие в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, Специализированной организации нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 9 статьи 50 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Специализированной организации предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 16.11.2015 по делу N К-1542/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 ноября 2015 г. N К-1542/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был