Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Мегастрой" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на период с 01.01.2016 г. до 01.07.2018 г. Автомобильная дорога А-340 Улан-Удэ-Кяхта-граница с Монголией, км 0+000 - км 219+000; Автомобильная дорога Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита, км 239+851 - км 719+000 (номер извещения 0302100003015000090) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлено преимущество участникам, привлекающим субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей.
2. В документации об Аукционе при описании товара, используемого при выполнении работ, являющихся предметом закупки, указан ГОСТ 8736-93 утративший силу.
3. Инструкция по заполнению заявки документации об Аукционе не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
4. Заказчиком неверно определен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД).
Представитель Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 06.11.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 505 010 121 рублей;
4) дата проведения Аукциона - 30.11.2015 ;
1. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются: преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе;
Пунктом 6 документации об Аукционе установлено: "Преимущества участникам, привлекающим субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, что Заказчиком неправомерно установлено преимущество участникам, привлекающим субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 1.1 документации об Аукционе требования к показателям товара указаны в приложении N 5 документации об Аукционе.
В пункте "Смесь песчано-гравийная" приложения N 5 "требование к товару" документации об Аукционе с требованиями к песку в составе смеси указан ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия".
На заседании Комиссии установлено что указанный ГОСТ 8736-93 утратил силу 04.12.2000.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требования к товарам, установленные в Техническом задании документации об Аукционе не позволяют надлежащим образом определить соответствие закупаемого товара потребностям Заказчика, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административных правонарушений, предусмотренных частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из жалобы Заявителя показатели товара "Битум нефтяной дорожный жидкий" при поставки одной и более партиями несколько варьируются в пределах, заданных ГОСТ 11955-82.
Согласно ГОСТ 11955-82 "Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия": "Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С: не ниже 37, Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С: не ниже 45".
Пунктом "Битум нефтяной дорожный жидкий" приложения N 5 "Требование к товару" документации об Аукционе установлено: "Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, должна быть не ниже 37, Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, должна быть не ниже 45"; "битум должен соответствовать требованиям ГОСТ 11955-82"
Пунктом 3.2.3.3.1 Приложения N 4 "Инструкция по заполнению заявки" установлено: "в случае установления (определения) в приложении N 5 соответствующего минимального значения показателя товара участником размещения заказа в первой части заявки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара не меньше установленного в приложении N 5 минимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерения, определенных в приложении N 5 относительно указанного показателя товара, без указания слов типа "не менее", "от", "не меньше" и т.п".
В связи с чем Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки документации об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических условий изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административных правонарушений, предусмотренных частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком неверно определен код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Согласно извещению о проведении Аукциона от 06.11.2015 N0302100003015000090 объектом закупки является оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на период с 01.01.2016 г. до 01.07.2018 г. Автомобильная дорога А-340 Улан-Удэ-Кяхта-граница с Монголией, км 0+000 - км 219+000; Автомобильная дорога Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита, км 239+851 - км 719+000, код по ОКПД 70.32.13.720.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что код ОКПД указан на основании опубликованного плана-графика прошедшего общественные обсуждения по первому этапу 1 в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.10.2013 N 578 (ред. от 30.04.2014) "Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей". В извещение об Аукционе Заказчиком указан код из класса "Услуги, связанные с недвижимым имуществом" ОКДП 70.32.13.720: "Работы по техническому обслуживанию (содержанию) оснований покрытий автомагистралей, дорог, улиц, прочих автомобильных или пешеходных дорог", соответствует объекту закупки "Оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на период с 01.01.2016 г. до 01.07.2018 г. Автомобильная дорога А-340 Улан-Удэ-Кяхта-граница с Монголией, км 0+000 - км 219+000; Автомобильная дорога Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита, км 239+851 - км 719+000".
Таким образом довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
5. Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 6.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "общий объем договоров, заключаемых Исполнителем с Субисполнителями из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, должен составлять не менее чем 10 % от цены Контракта".
Следовательно, Заказчиком, в проекте государственного контракта, документации об Аукционе не установлен надлежащим образом общий объем договоров, заключаемых исполнителем с субисполнителями из числа субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15,пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Мегастрой" обоснованной в части установления в документации об Аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, а также установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, не позволяющих участникам закупки представить надлежащее предложение о товарах в составе заявок на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 17.11.2015 N К-1549/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 ноября 2015 г. N К-1549/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был