Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Строй-Подряд" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам молодежи (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на содействие в организации и проведении Российско-Германской ярмарки партнерств в сфере профессионального молодежного обмена (номер извещения 0173100003515000116) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к описанию объекта закупки, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
2. Заказчиком не размещен на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, направленный Заявителем.
Представитель Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 12.11.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 500 657,33 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к объекту закупки, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Комиссия, изучив положения Технического задания документации об Аукционе и разъяснения Заказчика, опубликованные на Официальном сайте, приходит к выводу о том, что обжалуемые положения Технического задания документации об Аукционе не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем явка представителя на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность заявленного довода, не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком не размещен на Официальном сайте запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, направленный Заявителем.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили и представили документы подтверждающие, что Заказчиком на Официальном сайте опубликованы все поступившие запросы о разъяснении положений документации об Аукционе.
Вместе с тем, в составе жалобы не содержится информация о поданном запросе, в связи с чем отсутствует возможность идентифицировать указанный запрос.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
На заседании Комиссии установлено, что Техническое задание документации об Аукционе не содержит даты проведения мероприятия, критериев определения места проживания для участников Ярмарки, что не позволяет участнику закупки сформулировать предложение, в том числе предложение о цене контракта.
Кроме того, в Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к количеству товаров, используемых при выполнении работ (оказании услуг), в том числе: "сертификат участника, количество - не менее 60 шт., бэйдж участника, количество - не менее 60 шт., лента для бейджа - не менее 60 шт.. ручки шариковые - Количеством не менее 60 шт., папка под документы, количество - не менее 60 шт., мобильный стенд ролл-ап, количество - не менее 1 шт., флеш-карта, количество - не менее 40 шт., исполнитель обязуется обеспечить Заказчика не менее чем 2 пассажирскими автобусами".
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено конкретное количество товаров, используемых при выполнении работ (оказании услуг), следовательно, Заказчиком в документации об Аукционе не установлен надлежащим образом объем выполняемых работ (оказываемых услуг).
Действия Заказчика, не установившего надлежащим образом объем выполняемых работ (оказываемых услуг) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требование к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, пунктом 3.2.2.3 документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе "При составлении предложения о конкретных показателях товара следует указать полный перечень конкретных показателей этого товара, соответствующих значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе в электронной форме, а именно в отношении товаров, указанных в п. 2, 4 - 6, 9, 12 - 13 части III "Техническая часть. Участник размещения заказа вправе представить требуемые сведения в свободной форме или в форме указанной в части IV "Форма первой части заявки на участие в электронному аукцион" Документации по проведению электронного аукциона. При описании характеристик используемых товаров не допускается использование слов "не более", "не менее", "может быть", "должно быть", "или эквивалент", "или аналог", "приблизительно", "около", "примерно", а также описание характеристик в виде неконкретных значений, в т.ч. диапазонов, если описываемый параметр имеет конкретное значение, в т.ч. вычисляемое по формуле на основе иных показателей, а равно описание в виде конкретного значения характеристик, имеющих диапазонное значение (например, температуры работы). Правила чтения символов: символы " ; " (точка с запятой) и " / " (косая черта) следует читать как "или", символ " , " (запятая) и " \ " (обратная косая черта) следует читать как " и ", предлог "либо" следует читать, как "или", символ "" следует читать как больше либо равно, символ "" следует читать как меньше либо равно, символ " > " следует читать как больше, символ "<" следует читать как меньше, "не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение, "не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение, "более" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение, "менее" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение, "не ниже" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение, "выше" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение, "ниже" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение, "не выше" означает меньше установленного значения и включает крайнее минимальное значение, значения, отмеченные знаком "+", являются значениями, которые требуют указания участником размещения заказа конкретного значения (например, требуемому значению параметра "ширина мм" будет удовлетворять предложение значения данного параметра от 57 до 63 мм включительно), предлог "от" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение, предлог "до" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение, за исключением использования предлогов "от" и "до" одновременно при описании диапазонных показателей, которые включают указанные значения (например: Диапазон температуры эксплуатации, относительная влажность воздуха), символ "1" после наименования параметра указывает, что значение данного параметра является неизменным, знак "~" обозначает "приблизительно равно" и соответствует отклонению + 1% от указанного числового значения, Если в требуемом значении присутствуют слова "в диапазоне", то значение нужно указывать в виде диапазона, при этом установленные Заказчиком крайние значения не включаются в диапазон допустимых".
При этом, положения Технического задания документации об Аукционе содержит, в том числе, следующие и другие требования:
Транспорт должен соответствовать следующим критериям:
- дата выпуска ТС не ранее 2010 года;
- наличие рабочей акустической системы и видеосистемы с возможностью воспроизведения материалов с DVD;
- наличие рабочей системы кондиционирования;
- наличие микрофона (для экскурсовода и/или переводчика).
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, который не поставляется Заказчику, в том числе, при оказание услуг и подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе, вышеуказанные требования ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, ограничивающую возможность подать заявку в соответствии с требованиями документации об Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Строй-Подряд" необоснованной.
2. Признать в действия Заказчика нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 25.11.2015 по делу N К-1612/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 ноября 2015 г. N К-1612/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был