Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ГОРИЗОНТ" (далее - Заявитель) на действия Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган), Конкурсной комиссии Уполномоченного органа при проведении Государственным казенным учреждением Московской области "Дирекция дорожного строительства" (далее - Заказчик), Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение строительных работ по объекту: Строительство автомобильной дороги Осташковское шоссе - д. Ульянково в Мытищинском районе Московской области (номер извещения 0148200005415000737) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии:
1. Конкурсная комиссия неправомерно оценила заявку ООО "Технострой" на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 05.10.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 065 852 887,35 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки.
1. Согласно доводу Заявителя Конкурсная комиссия неправомерно оценила заявку ООО "Технострой" на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", в связи с тем, что договор от 23.01.2012 N 03/2012 заключен ранее, чем за последние три года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации
Согласно положениям Конкурсной документации по показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предметом оценки является "Наличие у участника закупки успешного опыта выполнения (с учетом правопреемства) работ по контрактам (договорам) (далее - контракты) (в рублях) на выполнение работ по строительству и/или реконструкции объектов транспортного строительства (автомобильных дорог и искусственных сооружений) за последние три года до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. Цена каждого контракта должна составлять не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке
Дата заключения контракта должна быть не позднее, чем за последние три года до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Контракты, заключенные ранее указанной даты, оценке не подлежат".
Дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 27.10.2015.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 27.10.2015 N ПВК1 ООО "Технострой" в составе заявки на участие в Конкурсе представлен договор от 23.01.2012 N 03/2012.
При этом согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 02.11.2015 N ПРО1 ООО "Технострой" по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" присвоено 58,96 баллов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Конкурсная комиссия неправомерно оценила заявку ООО "Технострой" на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", в связи с тем, что договор от 23.01.2012 N 03/2012 заключен ранее, чем за последние три года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
Указанные действия Конкурсной комиссии при оценке заявок нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса, так как победителем Конкурса признан участник Конкурса с наименьшим предложением о цене контракта.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Приложением N 1 к информационной карте Конкурса Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
"I. Стоимостные критерии оценки заявок:
Цена контракта (в денежных единицах)
Оценка по критерию осуществляется в соответствии с подпунком а) пункта 16 Правил.
Значимость критерия: 60%.
Коэффициент значимости критерия: 0,60
Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена контракта" ( ), определяется по формуле:
,
где:
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
II. Нестоимостные критерии оценки заявок:
1. Качественные характеристики объекта закупки
Значимость критерия: 20%.
Коэффициент значимости критерия: 0,20
Для оценки заявок по критерию используются показатели. Сумма величин значимости показателей критерия оценки составляет 100 процентов.
Показатели критерия:
Показатель N1: Предложения по улучшению технического состояния объекта, ведущее к увеличению срока возникновения потребности в проведении текущего ремонта, за исключением возникновения такой потребности вследствие повреждения объекта непредвиденного или аварийного характера.
Для целей оценки предложений по данному показателю под текущим ремонтом сооружений понимается комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как сооружения в целом, так и отдельных его конструкций для восстановления их исправности (работоспоспособности).
Значимость показателя: 50%
Коэффициент значимости показателя: 0,50.
Оцениваются предложения с описанием конкретных мероприятий, которые влияют на улучшение технического состояния объекта строительства и как следствие, увеличивают срок эксплуатации объекта без необходимости проведения текущего ремонта. Участником представляется описание указанных мероприятий, виды улучшения технического состояния объекта строительства.
Под мероприятиями понимаются предложения в отношении применяемых материалов и/или технологии выполнения работ.
Оценке подлежат предложения в отношении применения материалов и/или технологий, направленных на улучшение технического состояния объекта посредством осуществления следующих видов работ:
N п/п Наименование работ N сметы
Глава 1. Подготовка территории строительства
1 Переустройство инженерных коммуникаций 01-04, 01-05, 01-06, 01-07, 01-08, 01-09, 01-10,01-11, 01-12, 01-13, 01-14, 01-15, 01-16, 01-17
Глава 2. Основные объекты строительства
2 Дорожные работы (1-я оч. стр-ва)
02-01
3 Дорожные работы (2-я оч. стр-ва)
02-02
4 Дорожные работы (водоотводные лотки)
02-03
5 Мост через реку "Клязьма"
02-06
6 Асуд 02-08, 02-09, 02-10, 02-11, 02-12, 02-13,02-14, 02-15, 02-16, 0.2-17
Глава 4. Объекты энергетического хозяйства
7 Электротехническая часть тп1,тп2, тп3 04-01
8 Электроснабжение ос N1 04-02
9 Электроснабжение ос N2 04-03
10 Силовое электрооборудование ос N1 04-04
11 Силовое электрооборудование ос N2 04-05
12 Внутреннее освещение электрощитовой ос N1 04-06
13 Внутреннее освещение электрощитовой ос N2 04-07
14 Распределительные кабельные линии 04-08
Глава 6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения
15 Водопровод
06-01
16 Дождевая канализация
06-02
17 Очистные сооружения дождевого стока
06-03,06-04
Глава 7. Благоустройство и озеленение территории
18 Наружное освещение 07-01, 07-02, 07-03
Плановый срок возникновения потребности в проведении текущего ремонта: 5 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию (не оценивается, оцениваются предложения по увеличению указанного срока).
Показатель N 2: Предложения по энергетической эффективности объекта.
Значимость показателя: 50%
Коэффициент значимости показателя: 0,50.
Оцениваются предложения с описанием конкретных мероприятий, которые влияют на эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов на объекте строительства. Участником представляется описание указанных мероприятий, позволяющих сократить энергопотребление при эксплуатации объекта строительства.
Предложения по использованию меньшего количества энергии не должны снижать уровень необходимого функционирования линейного объекта в соответствии с его целевым назначением.
Предложение по каждому показателю должно соответствовать следующим требованиям:
- не противоречить действующему законодательству, в том числе утвержденным и действующим нормативам, стандартам и правилам в области выполнения работ по строительству;
- должно учитывать особенности объекта закупки;
- не вести к удорожанию стоимости объекта закупки;
- не вести к корректировке проектной документации.
Порядок присвоения баллов заявке по показателям критерия "Качественные характеристики объекта закупки":
Порядок оценки осуществляется в соответствии с п. 20 и п. 26 Правил.
Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100.
Лучшему предложению, которое ведет к наибольшему достижению целей применения указанных предложений по показателю критерия оценки, присваивается максимальное количество баллов.
Остальным заявкам по показателю баллы присваиваются по уменьшению степени достижения целей применения указанных предложений по показателю критерия оценки.
Преимущество предложений определяется комиссией по закупкам экспертным путем, а также путем сравнения и сопоставления предложений участников конкурса.
Порядок оценки по показателям N 1, N 2.
Порядок оценки по показателям осуществляется в соответствии с п. 20 и п. 26 Правил.
Баллы по показателям присваиваются от 0 до 100 в зависимости от степени выгодности предложения участника конкурса по отдельному показателю.
Степень выгодности определяется исходя из эффективности предложений, которые ведут к наибольшему удовлетворению потребностей Заказчика.
Преимущество предложений (степень их выгодности) определяется комиссией по закупкам экспертным путем, а также путем сравнения и сопоставления предложений участников конкурса.
Лучшее предложение (максимальная степень выгодности) выбирается из (среди) всех представленных предложений всех участников конкурса исходя из их предложений.
Лучшему предложению (с максимальной степенью выгодности) присваивается максимальное количество баллов.
Остальным заявкам по данному показателю баллы присваиваются по уменьшению степени выгодности предложения.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному показателю, умноженное на коэффициент значимости показателя.
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
Значимость критерия: 20%.
Коэффициент значимости критерия: 0,2.
Показатель критерия: Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Значимость показателя: 100%.
Коэффициент значимости показателя: 1.
Предмет оценки: Наличие у участника закупки успешного опыта выполнения (с учетом правопреемства) работ по контрактам (договорам) (далее - контракты) (в рублях) на выполнение работ по строительству и/или реконструкции объектов транспортного строительства (автомобильных дорог и искусственных сооружений) за последние три года до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. Цена каждого контракта должна составлять не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке.
Комиссией будет оцениваться общая стоимость контрактов указанных в форме 5. "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" раздела III. "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса" (далее - форма 5). В подтверждение указанных в форме 5 сведений, для присуждения баллов в составе заявки участника должны быть приложены оригиналы и/или копии контрактов, подписанные сторонами, аналогичные предмету настоящего конкурса, а именно: выполнение работ по строительству и/или реконструкции объектов транспортного строительства (автомобильных дорог и искусственных сооружений).
Контракты, приложенные в составе заявки на участие в конкурсе, но отсутствующие в форме 5, не будут оцениваться комиссией.
Подтверждением успешного выполнения работ является подписанный Заказчиком и Подрядчиком (участником закупки) акт и/или акты приема выполненных работ по форме, установленной в соответствии с законодательством или по форме, установленной в соответствующем контракте.
Дата заключения контракта должна быть не позднее, чем за последние три года до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Контракты, заключенные ранее указанной даты, оценке не подлежат.
Оценке не подлежат контракты, работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными)".
Комиссией установлено, что порядок оценки заявок по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку положения Конкурсной документации не содержат определение эффективности предложений (степень их выгодности), а также зависимость между присваиваемыми баллами и сведениями, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно подлежащие представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
Пунктом 24 "информационной карты" Конкурсной документации установлено следующее:
"Размер обеспечения заявок на участие в конкурсе, порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, условия банковской гарантии:
Сумма обеспечения заявки на участие в конкурсе предусмотрена в следующем размере: 5% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет: 53 292 644,36 руб., НДС не облагается".
При этом согласно извещению о проведении Конкурса, размер обеспечения заявки составляет 53 292 644,37 рубля.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что размер обеспечения заявок на участие в Конкурсе, указанный в пункте 24 "информационной карты" Конкурсной документации, отличается от размера обеспечения заявок на участие в Конкурсе, указанного в извещении о проведении Конкурса на 1 (одну) копейку, и является не верным.
Принимая во внимание, что размер обеспечения заявок на участие в Конкурсе, установленный в извещении о проведении Конкурса, не соответствует размеру обеспечения заявок на участие в Конкурсе, установленному в пункте 24 "информационной карты" Конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий размер обеспечения заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий размер обеспечения заявок на участие в Конкурсе, нарушают часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты проведения Конкурса.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Горизонт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения закупки предписание не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 12.11.2015 N К-1522/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 ноября 2015 г. N К-1523/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был