Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Инжстройпроект" (далее - Заявитель) на действия ФГБУК "Государственный Эрмитаж" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Строительство комплекса зданий производственной базы и фондохранилища - III очередь, V-й этап строительства (3-й этап III очереди строительства) по адресу: Санкт-Петербург, улица Школьная, дом 39, литера А" (Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга) (номер извещения 0372100005615000329) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования в отношении сроков возврата обеспечения исполнения контракта.
2. Заказчиком в проекте государственного контракта установлено неправомерное требование о получении подрядчиком разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом.
3. Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по проектированию и строительству.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 09.10.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) дата окончания срока подачи заявок - 11.11.2015;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 3 704 458 249,54 рублей.;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 16.11.2015.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования в отношении сроков возврата обеспечения исполнения контракта, исходя из которых не представляется возможным понять, в какие сроки осуществляется возврат обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и Закона о контрактной системе.
Заказчиком в пункте 20 "Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению" раздела I "Сведения о проводимом электронном аукционе" установлено следующее: "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ и ст. 368 Гражданского кодекса Российской Федерации, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Действие банковской гарантии должно прекращаться не ранее, чем по истечении 2 (двух) месяцев после наступления расчетной даты выполнения подрядчиком обеспеченных банковской гарантией обязательств, определяемой путем применения максимального срока выполнения обязательства, установленного договором.
Обеспечение исполнения контракта, представленное в виде внесения денежных средств, возвращается исполнителю в срок, не превышающий 30 рабочих дней после исполнения им обязательств по контракту".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что исходя из положений документации об Аукционе срок возврата обеспечения исполнения контракта (либо срок прекращения его действия) изменяется в зависимости от выбранного участником закупки способа обеспечения исполнения контракта (внесение денежных средств либо банковская гарантия), и указанный срок установлен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Как следует из довода жалобы, Заказчиком в проекте государственного контракта установлено неправомерное требование о получении подрядчиком разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом.
Частью 5 "Согласование работ в уполномоченных органах" раздела II "Проект договора" документации об Аукционе установлено:
"5.1. Работы по настоящему Контракту выполняются на основании разрешений на строительство, выданных уполномоченными органами.
5.2. Обязанность по обеспечению получения разрешений, определенных в п. 5.1. Контракта, а также иных согласований, необходимых для ведения работ, возлагается на Подрядчика. Заказчик оказывает содействие Подрядчику путем предоставления имеющихся у него документов, необходимых для получения разрешительной документации, и выдачи необходимых доверенностей (в случае, когда в силу требований законодательства обратится за получением согласований или разрешений обязан сам Заказчик)".
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса.
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 статьи 51 Градостроительного кодекса федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Согласно письменным пояснениям, представленным Заказчиком, установление обязанности подрядчика по обеспечению получения соответствующего разрешения на строительство не освобождает Заказчика от обязанности по обеспечению получения такого разрешения.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что на момент рассмотрения жалобы Заявителя, по заявлению Заказчика соответствующее разрешение на строительство (от 23.10.2015 N 78-015- 0470.1-2015) выдано Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в пункте 4.1.2 раздела II "Проект договора" документации об Аукционе установлено: "В цену Контракта включены все предполагаемые расходы, которые Подрядчик будет обязан осуществить в связи с заключением настоящего Контракта, включая стоимость разработки рабочей и исполнительной документации, стоимость работ, перечисленных в технической части документации, в том числе стоимость строительно-монтажных работ, материалов, оснащение оборудованием, использования машин и механизмов, рабочей силы, расходы на перевозку, расходы на уплату таможенных пошлин, всех налогов и иных обязательных платежей, а также иные расходы, которые Подрядчик должен оплачивать в соответствии с условиями Контракта или в связи с его исполнением, включая расходы, которые нельзя было предусмотреть при заключении Контракта. При этом в цену, указанную в п. 4.1., не включается стоимость работ, для выполнения которых сторонами заключается дополнительное соглашение об изменении существенных условий контракта в соответствии с пп. б) п.3.1.2. контракта".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектная документация была разработана в 2014 ОАО "Трансмашпроект" и получила положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 01.12.2014 N 766-14/СПЭ-2535/02.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в рамках исполнения государственного контракта не предусмотрены работы по разработке проектной документации, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Вместе с тем, в ходе проведения Комиссией внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчиком в Приложении N 7 "Требования к товарам (материалам), использующимся при выполнении работ" документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, предполагаемым к поставке при выполнении работ:
По позиции 61 "Щебень": "Потеря массы при испытании по дробимости: более 15 %", "Содержание пылевидных, глинистых частиц и глины в комках: менее 3 % по массе", "Полные остатки на ситах, при диаметре отверстий контрольных сит "d": не менее 90 не более 100 % по массе", "Полные остатки на ситах, при диаметре отверстий контрольных сит "D": не более 10 % по массе", "Полные остатки на ситах, при диаметре отверстий контрольных сит "0,5(d+D)": не менее 30 не более 60 % по массе" и т.д.;
По позиции 62 "Песок для строительных работ": "Содержание пылевидных, глинистых частиц и глины в комках: не более 5 % по массе", "Полный остаток песка на сите с сеткой N 063: менее 45 % по массе", "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов: менее 750 Бк/кг" и т.д.
Комиссия приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов технологических испытаний указанных товаров, являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах технологических испытаний такого товара.
Действия Заказчика, установившего указанные требования к описанию участниками объекта закупки нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки, по указанному основанию заявка участника закупки не отклонялась.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Инжстройпроект" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы от 16.11.2015 N К-1545/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 ноября 2015 г. N К-1545/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был