Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Спецстрой" (далее - Заявитель) на действия ФГБУК "Государственный Эрмитаж" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Строительство комплекса зданий производственной базы и фондохранилища - III очередь, V-й этап строительства (3-й этап III очереди строительства) по адресу: Санкт-Петербург, улица Школьная, дом 39, литера А" (номер извещения 0372100005615000329) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования к описанию участниками закупки показателей результатов технологических испытаний товаров, используемых при выполнении работ.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлена инструкция, не позволяющая определить, какое предложение необходимо дать участнику в отношении объекта закупки в первой части заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчиком при описании объекта закупки установлены технические характеристики товаров, используемых при выполнении работ, не в соответствии с техническими регламентами, стандартами.
4. Заказчиком в Приложении N 7 "Требования к товарам (материалам), использующимся при выполнении работ" документации об Аукционе
по позиции 60 "Смеси бетонные" установлено неправомерное требование о представлении сведений по показателю "Удельная эффективная активность".
5. Заказчиком в Приложении N 7 "Требования к товарам (материалам), использующимся при выполнении работ" документации об Аукционе по позиции 88 "Люки чугунные тяжелые" установлено неправомерное требование о представлении товарного знака.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 09.10.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) дата окончания срока подачи заявок - 11.11.2015;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 3 704 458 249,54 рублей.;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 16.11.2015.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчиком в Приложении N 7 "Требования к товарам (материалам), использующимся при выполнении работ" (далее - Приложение N 7) документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, предполагаемым к поставке при выполнении работ:
По позиции 61 "Щебень": "Потеря массы при испытании по дробимости: более 15 %", "Содержание пылевидных, глинистых частиц и глины в комках: менее 3% по массе", "Полные остатки на ситах, при диаметре отверстий контрольных сит "d": не менее 90 не более 100 % по массе", "Полные остатки на ситах, при диаметре отверстий контрольных сит "D": не более 10 % по массе", "Полные остатки на ситах, при диаметре отверстий контрольных сит "0,5(d+D)": не менее 30 не более 60% по массе" и т.д.;
По позиции 62 "Песок для строительных работ": "Содержание пылевидных, глинистых частиц и глины в комках: не более 5 % по массе", "Полный остаток песка на сите с сеткой N 063: менее 45% по массе", "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов: менее 750 Бк/кг" и т.д.
Комиссия приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов технологических испытаний указанных товаров, являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах технологических испытаний такого товара.
Действия Заказчика, установившего указанные требования к описанию участниками объекта закупки нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки, по указанному основанию заявка участника закупки не отклонялась.
2. Из доводов жалобы Заявителя следует, что исходя из инструкции не представляется возможным определить, какое предложение необходимо дать в отношении объекта закупки в первой части заявки на участие в Аукционе.
I. Заказчиком в Приложении N 7 документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:
- по позиции 5 "Радиаторы": "Ширина: 800, 900 мм";
- по позиции 7 "Кабели силовые с медными жилами огнестойкие, с изоляцией и оболочкой из поливинилхлоридных композиций пониженной пожароопасности, с низким дымовыделением и газовыделением, ввгнг-frls": "Номинальное сечение жил: 70; 95 мм2";
- по позиции 16 "Кабели силовые, с медными жилами, с изоляцией и оболочкой из поливинилхлоридных композиций пониженной пожароопасности, с низким дымовыделением и газовыделением, ввгнг-ls": "Номинальное сечение жил: 35, 50 мм2";
- по позиции 25 "Кран шаровый, стальной, фланцевый Кран "Naval" (или эквивалент)": "Условный проход: 125, 150 мм";
- по позиции 28 "Кран шаровый, стальной, фланцевый, Кран "Naval" (или эквивалент)": "Условное давление: 16\25 бар";
- по позиции 29 "Кран шаровый, стальной, фланцевый, Кран "Naval" (или эквивалент)": "Условный проход: 2,5; 3,2; 5 см";
- по позиции 48 "Арматурная сталь": "Диаметр профиля: 8 мм\10 мм";
- по позиции 58 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные": "Марка стали: должна быть 15; 20; 25";
- по позиции 62 "Песок для строительных работ": "Модуль крупности: более 1,5 Мк , не более 2,5 Мк";
- по позиции 72 "Кольцо стеновое": "Высота: 590, 890 мм";
- по позиции 95 "Балансировочный клапан, BALLOREX Venturi DRV(или эквивалент)": "Диаметр условного прохода: 25, 40, 50, 80, 100, 125 мм";
- по позиции 122 "Швеллеры стальные": "Номер швеллера: 10 , 14";
- по позиции 167 "Цилиндры минераловатные": "диаметр:25-28; 32-35;
38-45 мм".
По мнению Заявителя, Заказчиком установлено неправомерное требование о представлении всех значений характеристик товаров, используемых при выполнении работ, при наличии в описании знаков ",", "\", ";", поскольку в отношении иных характеристик данных товаров установлено требование о представлении одного конкретного значения, что может вводить участников закупки в заблуждение.
Разделом "Пояснения по заполнению первой части заявки" (далее - Инструкция) Приложения N 7 документации об Аукционе установлено: "Если установлено требование к перечислению вариаций одного и того же показателя через знаки ",", "\", ";" (например - Цвета у красок), то участник должен представить в своей заявке полный перечень вариаций по данному показателю".
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел подтверждения.
II. Заказчиком в Приложении N 7 документации об Аукционе по позиции "Грунтовка ГФ-021" установлено: "Разбавление грунтовки: Перед применением грунтовку разбавляют до рабочей вязкости сольвентом, ксилолом или смесью одного из указанных растворителей с уайт-спиритом (нефрас СЧ-155/200) в соотношении по массе 1 к 1".
По мнению Заявителя, указанное требование не соответствует ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия", поскольку инструкция не позволяет участникам закупки дать предложение в отношении показателя "Разбавление грунтовки", соответствующее указанному ГОСТ.
В соответствии с пунктом 1.3 ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" перед применением грунтовку разбавляют до рабочей вязкости сольвентом (ГОСТ 10214 или ГОСТ 1928), ксилолом (ГОСТ 9949 или ГОСТ 9410), или смесью одного из указанных растворителей с уайт-спиритом (нефрас-СЧ-155/200) по ГОСТ 3134 в соотношении по массе 1:1.
Разделом Инструкция Приложения N 7 документации об Аукционе установлено: "Если установлено перечисление вариаций одного и того же показателя через знак "," (или через ";") и в конце перечисления стоит слово "или" или иные вариации знаков альтернативности, то в данном случае необходимо представить все значения за исключением одного из тех между которыми стоит слово "или" или иные вариации знаков альтернативности".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что исходя из инструкции указанные требования установлены к двум грунтовкам.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел подтверждения.
III. По мнению Заявителя, Заказчик по позиции 170 "Краски масляные густотертые" Приложения N 7 документации об Аукционе неправомерно разделил знаком ":" наименование показателя и его значение.
Заказчик по позиции 170 "Краски масляные густотертые"
Приложения N 7 документации об Аукционе установлено следующее: "Время высыхания: при температуре (202)°С до степени 3 не более 24 ч".
Согласно разделу Инструкция Приложения N 7 документации об Аукционе знак ":" следует понимать, как разграничение наименования показателя (характеристики) и его значения, в данном случае наименование показателя (характеристики) требуется оставить неизменным, в случае отсутствия данного знака в ячейке, участник должен указать значение в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел подтверждения.
3. Как следует из доводов жалобы Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки установлены технические характеристики товаров, используемых при выполнении работ, не соответствующие техническим регламентами, а именно:
Заказчиком по позиции 16 "Кабели силовые, с медными жилами, с изоляцией и оболочкой из поливинилхлоридных композиций пониженной пожароопасности, с низким дымовыделением и газовыделением, ввгнг-ls" Приложения N 7 документации об Аукционе установлено следующее требование: "Номинальное переменное напряжение: не менее 0,6x103 В".
По мнению Заявителя, указанное требование не соответствует ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", поскольку исходя из положений указанного ГОСТ напряжение может быть 0,66; 1 и 3 кВ.
В соответствии с разделом 3 "Термины и определения" ГОСТ 31996-2012, в указанном стандарте применены термины по ГОСТ 15845, а также следующие термины с соответствующими определениями:
"3.4 номинальное напряжение ГОСТ 31996-2012 Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия: Номинальное переменное напряжение между основными токопроводящими жилами кабеля.
3.5 номинальное напряжение ГОСТ 31996-2012 Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия: Номинальное переменное напряжение между каждой из основных токопроводящих жил и землей, экраном или броней кабеля".
Пунктом 4.4 ГОСТ 31996-2012 установлено: "Номинальное напряжение кабелей ГОСТ 31996-2012 Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия устанавливают из ряда: 0,38/0,66; 0,6/1; 1,8/3 кВ".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в Приложении N 7 документации об Аукционе по позиции 60 "Смеси бетонные" установлено неправомерное требование о представлении сведений по показателю "Удельная эффективная активность", поскольку предметом закупки не является дорожное строительство.
Заказчиком в Приложении N 7 документации об Аукционе по позиции 60 "Смеси бетонные" установлено следующее требование: "Удельная эффективная активность - дорожное строительство в пределах населенных пунктов и зон перспективной застройки, строительство производственных сооружений: не применяются или более 370 Бк/кг, но менее 740 Бк/кг".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что документацией об Аукционе предусмотрено выполнение, в том числе, работ по устройству дорожных покрытий.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. По мнению Заявителя, Заказчиком в Приложении N 7 документации об Аукционе по позиции 88 "Люки чугунные тяжелые" установлено неправомерное требование о представлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе товарного знака производителя товара.
Заказчиком в Приложении N 7 документации об Аукционе по позиции 88 "Люки чугунные тяжелые" установлено следующее требование: "Маркировка: на верхней плоской поверхности крышки люков, ограниченной кольцевым ребром, должно быть отлито условное обозначение люка, год выпуска и товарный знак предприятия-изготовителя".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанное требование установлено в соответствии с ГОСТ 3634-99 и означает необходимость указания в составе первой части заявки на участие в Аукционе наличия указанного товарного знака на наружной поверхности крышек люков. При этом Заказчиком не установлено требование о представлении сведении относительно указания товарного знака конкретного производителя люков.
Пунктом 5.5.1 ГОСТ 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия" установлено: "На наружной поверхности крышек люков всех типов и решеток дождеприемников должно быть отлито условное обозначение, кроме слов "люк", "дождеприемник" и "ремонтная вставка" и товарный знак предприятия -изготовителя. Обозначение наименования инженерной сети располагают на осевой линии. На внутренней поверхности крышек люков и решеток дождеприемников отливают месяц и год изготовления. Размеры маркировочных знаков определяет изготовитель".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Приложении N 7 документации об Аукционе по позиции 88 "Люки чугунные тяжелые" установлено требование к маркировке в соответствии с ГОСТ 3634-99, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе неправомерных требований к описанию участниками закупки показателей результатов технологических испытаний товаров, используемых при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 16.11.2015 N К-1545/15 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 ноября 2015 г. N К-1547/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был