Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии Министерства обороны Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством обороны Российской Федерации (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на закупку услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2015-2016 годах (номер извещения 0173100004515001945) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Конкурсной комиссией принято необоснованное решение о признании заявки Заявителя на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации.
2. Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие размеры неустойки за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурсной комиссией, Заказчиком Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 15.10.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 64 291 317,66 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 1 участник закупки;
6) конкурс признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 6 статьи 53 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 09.11.2015 N ПРО1 Заявителю отказано в допуске на участие в Конкурсе, в связи с тем, что Заявитель представил в заявке на участие в конкурсе сведения, не соответствующие требованиям Конкурсной документации.
Согласно пункту 1.2 Конкурсной документации: "предложение в отношении объекта закупки представляется в произвольной форме в соответствии с Приложением N 2 к конкурсной документации и должно содержать информацию всех разделов Приложения N 3 к конкурсной документации (Наименование и описание объекта закупки)".
В приложении N 3 к конкурсной документации (Наименование и описание объекта закупки) установлены требования, в том числе:
1. Характеристики по хранилищам, открытым площадкам
1.1. Наименование опасного объекта, содержащего боеприпасы (далее - объект) - хранилище, открытая площадка.
1.2. Категории хранимых боеприпасов - взрывчатые вещества Е2 (Е5-Е7).
1.3. Предельное количество взрывчатых веществ, содержащихся на объекте (ср. значение) - 240 тонн.
1.4. Расстояние между объектами - не более 200 метров.
1.5. Количество объектов в одном месте (ср. значение): 110-140 объектов.
1.6. Максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на объекте: от 10 до 75 человек.
2. Характеристики по перевозимым объектам (вагоны)
2.1. Наименование опасного объекта - опасный груз, перевозимый в железнодорожном вагоне.
2.2. Классификация опасного груза - "класс 1" - взрывчатые вещества.
2.3. Предельное количество взрывчатых веществ в железнодорожном вагоне - не более 50 тонн.
2.4. Количество перемещаемых вагонов в одном ж/д составе - не более 10 вагонов.
2.5. Расстояние осуществляемых перевозок - более 200 километров.
Изучив заявку Заявителя на участие в Конкурсе, предоставленную представителями Заказчика, установлено, что в заявке Заявителя указано: "Деятельность Страхователя, связанная с эксплуатацией опасных объектов специального назначения на арсеналах, базах и складах (хранилища (открытые площадки и т.п.)), хранимые взрывчатые вещества категории Е2 (Е5-Е7), предельное количество на каждом объекте около 240 тонн взрывчатых веществ, расстояние между объектами - до 200 м., количество объектов в одном месте (среднее значение) - 110-140 шт., расположены в большей части вдали от крупных населенных пунктов по всей территории Российской Федерации), максимальное количество потерпевших, жизни и здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте от 10 до 75 чел., и с перемещение опасных грузов (боеприпасов) в интересах Министерства обороны Российской Федерации в 2015 - 2016 г. (перевозка совместно не более 10 вагонов (классификация опасного груза - "класс 1", не более 50 т. в вагоне), ежедневно, на расстоянии свыше 200 км по всей территории Российской Федерации".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в Техническом задании Конкурсной документации отсутствует информация указывающая на расположение объектов. Также объекты страхования расположены как в дали от населённых пунктов так и в их пределах. В связи с чем, Конкурсной комиссией, принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Конкурсной комиссией принято необоснованное решение о признании заявки Заявителя на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок 05.11.2015. Вместе с тем, жалоба Заявителя на положения документации о закупке подана в ФАС России 19.11.2015 (Вх. от 19.11.2015 N 132902/15).
В связи с чем, довод жалобы Заявителя о том, что Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие размеры неустойки за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, Комиссией не рассматривается.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 8.7 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено:
8.2 В случае просрочки исполнения Страховщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Страхователь вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Страховщиком исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
8.3 В случае оказания Услуг (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг), несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг, Страховщик уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт оказания Услуг, несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг.
8.4 В случае нарушения Страховщиком (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг) сроков доведения Услуг до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 6.11. Контракта, Страхователь вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Страховщиком исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 6.11. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 6.11. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
8.5 В случае необоснованного и (или) незаконного отказа Страховщика от выплаты страхового возмещения, в том числе в случае, установленном в пункте 3.10. Контракта, Страховщик уплачивает Страхователю штраф в размере ___________ за каждый факт необоснованного и (или) незаконного отказа Страховщика от выплаты страхового возмещения, в том числе в случае, установленном в пункте 3.10. Контракта.
8.7 В случае просрочки исполнения Страхователем обязательства по оплате страхового взноса, предусмотренного Контрактом, Страховщик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера просроченного страхового взноса за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Страхователем обязательства по оплате страховой премии, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Страховщиком своевременно не исполнены обязательства по предоставлению документов на оплату.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7, 8, статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 25.11.2015 N К-1613/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 ноября 2015 г. N К-1613/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был