Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями и дополнениями) (документ утратил силу)

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. N 1418
"О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

С изменениями и дополнениями от:

22 июля 2017 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства России от 25 июня 2021 г. N 1013 настоящий документ признан утратившим силу с 1 июля 2021 г.

В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Реализация полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Министерства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. N 712 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 50, ст. 5299);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 346 "О внесении изменения в Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2245);

пункт 16 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 2999).

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д. Медведев

 

Положение
о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. N 1418)

С изменениями и дополнениями от:

22 июля 2017 г.

ГАРАНТ:

См. Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 1013

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - государственный надзор).

2. Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами (далее - юридические лица), индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 августа 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. N 864

См. предыдущую редакцию

3. Государственный надзор осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции.

Федеральный государственный надзор осуществляется в том числе с применением риск-ориентированного подхода.

4. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

5. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

6. Порядок осуществления регионального государственного надзора устанавливается высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом настоящего Положения.

7. Органами, осуществляющими федеральный государственный надзор, являются:

а) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора;

б) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы), в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора, а также территориальные отделы (отделения, инспекции) этих структурных подразделений.

8. Органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора, а также с органами, уполномоченными на осуществление других видов государственного контроля (надзора).

9. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный надзор (далее - должностные лица), являются:

а) руководители, заместители руководителей и иные должностные лица (сотрудники) органов, осуществляющих федеральный государственный надзор;

б) руководители и заместители руководителей территориальных органов.

10. Должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в пределах своих полномочий осуществляют:

а) организацию и проведение проверок выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;

б) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения выполнения обязательных требований;

в) производство по делам об административных правонарушениях;

г) рассмотрение обращений и жалоб организаций и граждан по вопросам обеспечения выполнения обязательных требований.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 10.1 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. N 864

10.1. При проведении плановых проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностные лица обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) содержат перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

11. Должностные лица имеют право:

а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа о назначении проверки посещать территории, здания, строения, сооружения и помещения, используемые при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка, а также проводить их обследование;

б) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводится проверка, документы и информацию, необходимые для организации и проведения проверки выполнения обязательных требований, если указанные документы и информация относятся к предмету проверки;

в) выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований.

12. Доступ на режимные объекты федеральных органов исполнительной власти должностных лиц при проведении ими проверки выполнения обязательных требований на этих объектах осуществляется по согласованию с указанными федеральными органами исполнительной власти.

13. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами.

14. Должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Решения и действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 16 с 4 августа 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. N 864

16. В целях применения при осуществлении федерального государственного надзора риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О  применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска согласно приложению.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 17 с 4 августа 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. N 864

17. Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью:

для категории высокого риска - один раз в 2 года;

для категории значительного риска - один раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 18 с 4 августа 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. N 864

18. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:

а) образования (реорганизации) уполномоченных организаций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) начала эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями потенциально опасных объектов и (или) критически важных объектов;

в) вхождения в установленном порядке юридических лиц (их структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей или находящихся в их ведении организаций и структурных подразделений этих организаций в состав сил функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

г) окончания проведения последней плановой проверки указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 19 с 4 августа 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. N 864

19. Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением деятельности уполномоченных организаций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) к категориям риска осуществляется:

на основании решения руководителя (заместителя руководителя) соответствующего территориального органа - при отнесении к категории высокого риска;

на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального отдела (отделения, инспекции) структурного подразделения территориального органа, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора, по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - при отнесении к иным категориям риска.

Отнесение деятельности уполномоченных организаций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, к категории высокого риска осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) соответствующего территориального органа по согласованию с руководителем структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 20 с 4 августа 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. N 864

20. В случае пересмотра решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к одной из категорий риска решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.

Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.

При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей считается отнесенной к категории низкого риска.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 21 с 4 августа 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. N 864

21. Органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, ведут перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки.

Включение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории риска, в перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки, осуществляется на основании решений уполномоченных должностных лиц об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к соответствующим категориям риска.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 22 с 4 августа 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. N 864

22. Перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки, содержат следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории высокого и значительного риска;

б) основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя;

в) индивидуальный номер налогоплательщика;

г) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории высокого и значительного риска;

д) реквизиты решения о присвоении категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя к категории риска.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 23 с 4 августа 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. N 864

23. На официальных сайтах органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков, содержащаяся в перечнях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории высокого и значительного риска;

б) индивидуальный номер налогоплательщика;

в) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории высокого и значительного риска;

г) категория риска и дата принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 24 с 4 августа 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. N 864

24. Размещение информации, указанной в пункте 23 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 25 с 4 августа 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. N 864

25. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к одной из категорий риска, орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, предоставляет в установленном порядке юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю информацию об отнесении их деятельности к категории риска, а также сведения, использованные при отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к определенной категории риска.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент предоставления МЧС России государственной услуги по предоставлению информации о присвоенной (об изменении ранее присвоенной) деятельности и (или) используемым объектам категории риска в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности, утвержденный приказом МЧС России от 14 декабря 2018 г. N 600

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 26 с 4 августа 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. N 864

26. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых отнесена к одной из категорий риска, вправе подать в установленном порядке в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, заявление об изменении ранее присвоенной им категории риска.

 

Информация об изменениях:

Положение дополнено приложением с 4 августа 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. N 864

Приложение
к Положению о государственном
надзоре в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера

 

Критерии
отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей к определенной категории риска

 

1. С учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:

а) к категории высокого риска:

деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты;

деятельность уполномоченных организаций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) к категории значительного риска - юридические лица и индивидуальные предприниматели, если эти юридические лица (их структурные подразделения) и индивидуальные предприниматели или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) к категории низкого риска - деятельность иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая отнесению к категориям высокого и значительного риска, подлежит отнесению соответственно к категориям значительного и низкого риска при отсутствии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 20.5 и 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выявленного при последней плановой проверке.

3. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая отнесению к категориям значительного и низкого риска, подлежит отнесению соответственно к категориям высокого и значительного риска при наличии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.19, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 20.5 и 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выявленного при последней проверке.

 

Определен порядок госнадзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Цель - проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Надзор осуществляется посредством плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок. Этим занимаются соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России и территориальных органов.

Уполномоченными должностными лицами являются, в частности, руководители и их заместители.

Прежнее положение о госнадзоре утратило силу.

 

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

 

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

 

Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. N 1 (часть II) ст. 232

 

Постановлением Правительства России от 25 июня 2021 г. N 1013 настоящий документ признан утратившим силу с 1 июля 2021 г.

 

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

 

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. N 864

Изменения вступают в силу с 4 августа 2017 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2018 г.