Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2015 г. N 41-АПУ15-23
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Скрябина К.Е.,
судей Пейсиковой Е.В. и Ботина А.Г.,
при секретаре Мамейчике М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тегай А.А. на постановление Ростовского областного суда от 30 июля 2015 года, которым жалоба
Тегай А.А. ...
о признании незаконным решения Генеральной прокуратуры РФ от 10 июня 2015 года о выдаче его правоохранительным органам Республики Туркменистан для привлечения к уголовной ответственности оставлена без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ботина А.Г., выступления Тегай А.А. и адвоката Арутюновой И.В., поддержавших апелляционную жалобу, а также выступление прокурора Аверкиевой В.А., полагавшей постановление оставить без изменения, Судебная коллегия установила:
правоохранительными органами Республики Туркменистан Тегай А.А. обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных пп. 1, 6, 8 ст. 106 и ч. 3 ст. 157 УК Туркменистана (в редакции 1961 года), т.е. в совершении разбойного нападения по предварительному сговору группой лиц, с применением в качестве оружия предметов, а также в совершении по предварительному сговору группой лиц убийства, из корыстных побуждений, с целью скрыть другое преступление и с особой жестокостью.
20 ноября 2014 года в Генеральную прокуратуру Российской Федерации из Генеральной прокуратуры Республики Туркменистан поступил запрос о выдаче Тегай А.А. для привлечения его к уголовной ответственности.
В ходе принятия решения о выдаче Тегай А.А. правоохранительным органам Республики Туркменистан на территории Российской Федерации он содержался под стражей с 20 октября 2014 года по настоящее время.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации 10 июня 2015 года принято решение о выдаче правоохранительным органам Республики Туркменистан для привлечения Тегай А.А. к уголовной ответственности только по пп. 1, 6, 8 ст. 106 УК Туркменистана, а в выдаче его по ч. 3 ст. 157 УК Туркменистана было отказано в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности. О принятом решении Тегай А.А. был уведомлен 20 июня 2015 года.
28 июня 2015 года Тегай А.А. обжаловал указанное решение Генеральной прокуратуры РФ в Ростовский областной суд, однако постановлением от 30.07.2015 года в удовлетворении жалобы было отказано.
В апелляционной жалобе Тегай А.А. просит судебное решение отменить и признать решение прокурора о его выдаче незаконным. В обоснование жалобы указывается, что он преступлений на территории Республики Туркменистан не совершал, на территории Российской Федерации проживал около 20 лет, имеет малолетнюю дочь, опасается преследования по национальному и религиозному признакам в Туркменистане.
В письменных возражениях на приведенные в апелляционной жалобе доводы прокурор кассационного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры Ростовской области просит постановление суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, изучив представленный материал, и проверив доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, находит постановление суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
В силу ст. 462 УПК РФ Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. Выдача лица может быть произведена, если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования.
Это положение закона основано на Европейской конвенции о выдаче, принятой 1 декабря 1957 года и ратифицированной Российской Федерацией, и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной членами СНГ 22 января 1993 года и ратифицированной как Республикой Туркменистан, так и Россией.
Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
Как видно из представленного материала, запрос Генеральной Прокуратуры Республики Туркменистан о выдаче Тегай А.А. составлен в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 460 УПК РФ, содержит наименование и адрес запрашиваемого органа, полные данные о личности Тегай А.А., изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, заверенные копии постановления о возбуждении уголовного дела, о привлечении его в качестве обвиняемого, об объявлении его розыска, а также сведения об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу.
В силу ч. 2 ст. 56 Конвенции выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой Договаривающихся Сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.
Из материала следует, что правоохранительными органами Республики Туркменистан Тегай А.А. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного пп. 1, 6, 8 ст. 106 УК Туркменистана (в редакции 1961 года), т.е. в совершении разбойного нападения по предварительному сговору группой лиц, с применением в качестве оружия предметов.
По законодательству Российской Федерации такое преступление квалифицируется по ч. 2 ст. 162 УК РФ, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.
Доводы жалобы о невиновности Тегай А.А. в совершении указанного преступления в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 463 УПК РФ не подлежат рассмотрению в ходе судебного заседания, поскольку предметом судебной проверки является лишь соответствие решения о выдаче его законодательству и международным договорам РФ.
Обстоятельств, препятствующих выдаче Тегай А.А. правоохранительным органам Республики Туркменистан, указанных в ст. 464 УПК РФ, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 462 и 463 УПК РФ, ст. 56, 57 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 января 1993 года, ст. 389.20 и 389.28 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
постановление Ростовского областного суда от 30 июля 2015 года в отношении Тегай А.А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Скрябин К.Е. |
Судьи |
Пейсикова Е.В. |
|
Ботин А.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2015 г. N 41-АПУ15-23
Текст определения официально опубликован не был