Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 23 апреля 2011 года N ВП-П9-2586 Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с 6 по 20 мая 2011 года были организованы и проведены внеплановые проверки соблюдения правил торговли и качества бортового питания в 138 аэропортах.
Проверки проводились в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (более 670 субъектов экономической деятельности), осуществляющих розничную торговлю, предоставляющих услуги общественного питания (рестораны, кафе, бары и др., расположенные на территории аэропортов), а также лиц, обеспечивающих бортовым питанием авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов на внутренних и международных авиалиниях.
Из них, 262 субъекта экономической деятельности осуществляют розничную торговлю, 81 - заправку воздушных судов водой, услуги общественного питания предоставляют 256 субъектов экономической деятельности, 80 субъектов экономической деятельности осуществляют производство бортового питания.
Нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства по-прежнему допускаются практически в каждом аэропорту.
Статистические показатели, характеризирующие санитарное состояние аэропортов в субъектах Российской Федерации за 2010 год, показывают, что результаты каждого пятого лабораторно-инструментального исследования не отвечают установленным требованиям.
Так, в 2010 году нестандартные санитарно-химические показатели питьевой воды составили 20,4%, нестандартные показатели микроклимата - 23,2%, освещенности - 26%, шума - более 20%, электромагнитных полей - свыше 18%.
При проведении проверок обращалось внимание на соответствие предоставляемых услуг и изготавливаемой продукции требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, качества и безопасности пищевых продуктов, а также защиты прав потребителей, правилам торговли, включая обеспечение качества воды, используемой для технологических, питьевых и хозяйственно-бытовых целей, наличие условий для приготовления пищевых продуктов, исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования.
На объектах торговли и общественного питания, а также занятых производством бортового питания, объемно-планировочные и конструкторские решения помещений не обеспечивают поточность технологических процессов в аэропортах "Домодедово" (ЗАО "ДОМОДЕДОВО КЭТЕРИНГ СЕРВИС"), "Пулково", Санкт-Петербург (ООО "Флай Сервис"), "Кольцово", г. Екатеринбург, Свердловская область (ООО "Юниверфуд"), аэропортах Республики Коми (ООО "Лайнер, ИП Костанян В.Г.), "Большое Савино", Пермский край (ООО "Два в одном"), "Международный аэропорт Иркутска" (ОАО "Международный аэропорт Иркутск"), Аэропорт Кировской области, г. Чита (ОАО "Аэрочита").
К работе допускаются лица без пройденных медицинских осмотров и гигиенического обучения, с отсутствием медицинских книжек в аэропортах "Домодедово" (ЗАО "ЛАНЧ", ЗАО "ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЕНДЛИНГ"), "Внуково" (ЗАО "Аэропит-Внуково, ООО "Ресторан Внуковский"), "Шереметьево", Москва (ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", ОАО "Аэрофлот-Р.А."), "Пулково" (ООО "Воздушные ворота северной столицы"), Аэропорт "Грозный", Чеченская Республика (ФГУП "Вайнах АВИА"), Аэропорт "Храброво", Калининградская область (ИП Бухарова Екатерина Владимировна), аэропорт "Большое Савино", Пермский край (ООО "Два в одном и К").
Выявлены нарушения, связанные с санитарно-техническим состоянием объектов в аэропортах Пулково, Санкт-Петербург (ООО "Флай Сервис"), Домодедово, Шереметьево, Москва (ООО "Шоколадница", ООО "СЕРВИС-МИЛ", ООО "Лидер", ЗАО "Аэромар) Рощино, г. Сургута (ОАО "Авиакомпания ЮТэйр" филиал "Запсиб-кетеринг"), Республики Коми (ИП Сафронов С.А.), ненадлежащим образом осуществляется дезинфекция в аэропортах Республики Коми (ООО "Лайнер", г. Ухта), Москвы (ООО "СЕРВИС-МИЛ", ЗАО "Свит-Солт", Домодедово), Ставропольского края (Международный аэропорт Минеральные воды).
Нарушаются правила товарного соседства при хранении и реализации пищевых продуктов при розничной торговле и в организациях, предоставляющих услуги общественного питания, в аэропортах "Домодедово", Москва (ООО "Мастер-Франчайзинг-Групп", ООО "СЕРВИС-МИЛ", ООО "Лидер"), Иркутска (ОАО "Международный аэропорт г. Иркутск"), Волгограда (ОАО "Международный аэропорт Волгоград").
Правила храпения пищевых продуктов в организациях, осуществляющих торговлю и предоставляющих услуги общественного питания, нарушаются в аэропортах "Кольцово" Свердловской области (ООО "ПрессХаус Урал", ООО "Шоколадница-Екатеринбург", ООО "РусАвиаХорека", ООО "Юниверфуд"), Большое Савино, Пермский край (ООО "Два в одном и К"), города Ижевска Удмуртской Республики (ОАО "Ижавиа"), г. Магадана (ООО "Норд-Трэвел", ООО "Аэросервис"), Иркутска (ОАО "Международный аэропорт Иркутск"), Омской области (ООО Музыка и кино-Арена"), г. Казани (ОАО "Международный аэропорт "Казань"), г. Сургута (ОАО "Авиакомпания ЮТэйр"), Нижнего Новгорода (ОАО "МАНН", ООО "Айк").
Нарушения правил продажи товаров (отсутствие маркировки готовой продукции, ценников, недостоверное информирование потребителей, отсутствие информации о продавце, отсутствие контрольных весов, наличие разрешительных документов) зарегистрированы в аэропортах г. Москвы (ООО "Эксалан", ООО "Прокофий", ООО "Азия-Кафе", Домодедово) Магадана (ООО "Аэросервис"), Калининградской области ("ООО "ВИП-Интернэшенл Калининград"), Томской области (ООО "Служба бортового питания"), Большое Савино Пермского края (ООО "Два в одном и К"), Нижнего Новгорода (ООО "Авиа-ЭКО"), Владивостока (ОАО "Владивосток Авиа", ООО "Марчелло Кэтеринг, Голден-Бэй", ИП "Кузьмина И.В."), Иркутской области (22 предпринимателя, осуществляющие розничную торговлю).
Фактическая пропускная способность аэровокзалов превышает проектную в следующих аэропортах "Большое Савино", Пермского края, "Ставрополь" Ставропольского края, "Рощино" Тюменской области, ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород" Нижегородской области, "Туруханск", "Игарка" Красноярского края, "Буревестник", "Менделеево" Сахалинской области.
По результатам внеплановых проверок Роспотребнадзором к нарушителям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей применялись необходимые меры административного воздействия.
По результатам выявленных нарушений, возбуждено более 150 дел об административных правонарушениях, составлено более 300 протоколов об административных правонарушениях, вынесено постановлений о назначении административных штрафов на общую сумму более 760 тысяч рублей.
В частности, при производстве бортового питания по статьям 6.3., 6.5., 6.6. КоАП РФ составлено более 50 протоколов об административных правонарушениях, 20 постановлений о назначении административного штрафа на сумму 118 800 рублей, возбуждено более 30 дел об административных правонарушениях, выдано 25 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
По нарушениям при оказании услуг общественного питания по статьям 6.3., 6.5., 6.6., 14.6., 14.7., 14.18. КоАП РФ возбуждено более 100 дел об административных правонарушениях, составлено 240 протоколов об административных правонарушениях, вынесено более 70 постановлений о назначении административных штрафов на сумму более 410 тысяч рублей.
По результатам выявленных нарушений, связанных с водоснабжением, по статьям 6.3., 6.4., 6.5. возбуждено более 20 дел об административном правонарушении, составлено 11 протоколов об административных правонарушениях, вынесено постановлений о назначении административных штрафов на сумму более 63000 рублей.
Указанные данные показывают, что после выявленных в марте 2011 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации в аэропортах Москвы и Московской области, в Ростове-на-Дону и других городах фактов нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в аэропортах, продолжают допускаться нарушения законодательства.
Контроль, осуществленный территориальными органами Роспотребнадзора после проверок Генеральной прокуратуры Российской Федерации, позволил выявить системный характер таких нарушений.
Для их устранения, полагаем целесообразным совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность организаций, расположенных в аэропортах, в части увеличения кратности плановых проверок лиц, осуществляющих деятельность в аэропортах (в настоящее время кратность плановых проверок составляет не более 1 раза в три года, что является очевидно недостаточным), а также усиление мер административной ответственности организаций за нарушения в данной сфере (увеличение размеров штрафов).
Принимая во внимание социальную значимость вопроса организации бортового питания, большой пассажиропоток, высокую производительность цехов бортового питания, рисков транспортировки и хранения бортового питания на воздушных средствах, особенности организации технологического процесса (работа на сырье, полуфабрикатах), а также регулярно выявляемые неблагоприятные тенденции в сфере оказания услуг в аэропортах, считаем необходимым предусмотреть в законодательстве возможность проведения внеплановых проверок органами Роспотребнадзора без согласования с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Кроме того, предлагаем Правительству Российской Федерации поручить Минтрансу России совместно с Роспотребнадзором разработать проект Федеральных авиационных правил воздушных перевозок пассажиров и багажа для утверждения их Правительством Российской Федерации.
Письмом Минтранса России от 10.05.2011 N ВО-19/5067 направлены предложения о привлечении к проверкам объектов торговли и общественного питания в аэропортах представителей территориальных органов Росавиации и Ространснадзора, иных предложений по выполнению поручения со стороны Минтранса России в Роспотребнадзор не поступало.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 мая 2011 г. N 01/6225-1-22 "О результатах контрольных мероприятий за соблюдением правил торговли в аэропортах и качеством бортового питания"
Текст письма официально опубликован не был